0
1610
Газета Документ Интернет-версия

30.01.2001 00:00:00

О национальном самочувствии народов России.
О состоянии и перспективах государственной национальной политики

Тэги: национальная, политика


VI. Первоочередные задачи стабилизации межнациональных отношений

Период, прошедший после 1991 года, в сфере национальных отношений был насыщен целым рядом событий, носивших порой весьма острый характер. Обществу удалось предотвратить эскалацию этнополитического сепаратизма, локализовать разрастание этнического эгоизма, не дать простора этнополитическому экстремизму. Стратегические задачи государственной национальной политики требуют постоянного совершенствования форм и методов ее разработки и реализации. Национальная политика призвана давать ответы не только на уже свершившиеся события, но содержать потенциал превентивного, упреждающего характера. Концепцию нужно подкреплять соответствующими практическими программами национального развития и межнационального сотрудничества в целом в Российской Федерации, в регионах и на местах. Органы государственной власти, и прежде всего федерального центра еще не осознали в полной мере значимость последовательной национальной политики для нормального самочувствия народов, стабильности и безопасности государства. В сфере национальных отношений на современном этапе возникает существенное противоречие между значимостью эффективной национальной политики для государства, общества и конкретных граждан и уровнем ее организационно-управленческого, кадрового, информационного, финансового обеспечения. Разрешение этого противоречия всецело зависит прежде всего от установок со стороны Президента Российской Федерации. В ряде субъектов Федерации уже имеется опыт успешного решения национальных вопросов и налаживания межнационального сотрудничества, благодаря в первую очередь, позиции первых руководителей.

В современных исторических условиях в России то активизируются, то заметно затухают, но ждут еще своего разрешения следующие острейшие этнические и этнополитические проблемы:

Во-первых, это проявления этнополитического и регионального сепаратизма. Наиболее острое выражение эта проблема, как известно, нашла в Чеченской Республике. Чечня и репрессированный в прошлом чеченский народ оказались самым слабым звеном в цепи исторически накапливающихся в сфере национальных и федеративных отношений проблем. Это - наследие прежде всего грубого, диктаторского вмешательства политических режимов в жизнь национальностей, негодной практики государственного регулирования этнополитическими процессами в стране. Опасность ситуации в Чечне состояла в тесном переплетении трех явлений: этнополитического и религиозного сепаратизма, этнополитического и политико-религиозного экстремизма вкупе с политическим авантюризмом; непоследовательности и непрофессионализма предпринимаемых со всех сторон мер урегулирования. Подспудно Чечня стала перевалочной базой решения более глубоких вопросов: перераспределения власти и собственности внутри общероссийской, региональной и этнополитической элиты. Все это привело к жестокому вооруженному противостоянию и бескомпромиссности, затягиванию конфликта, расширению его границ. Поиск путей и методов выхода из этого тяжелого кризиса необходимо вести прежде всего в направлении примирения и постконфликтного строительства и в диалоге со всеми национальностями, со всеми политическими силами Чечни. И это - первостепенная задача всех органов государственной власти страны и институтов гражданского общества России. В Чечне все эти годы в агрессивной форме выплескиваются последствия прошлых ошибок и преступлений политических режимов. До Чечни еще не дошли апробированные на жизнеспособность новые демократические модели национальной и федеративной политики. В политических мерах регулирования ситуации в Чечне не учтен ни один тезис Концепции государственной национальной политики. Соответственно, не продемонстрирована и способность государства и общества по-новому взглянуть на комплекс прежде всего чеченских проблем и выработать подходы к их решению.

Во-вторых, в обществе все еще немало этнополитических противоречий и конфликтов, вышедших из острой фазы и перешедших в вялотекущую фазу. Характерный пример - осетино-ингушский или ингушско-осетинский конфликт. Данный конфликт, созданный, по мнению экспертов, безответственной деятельностью прошлых политических режимов, в новых условиях оказался этнополитизирован и стал носить нередко спекулятивный характер как со стороны участников конфликта, так и федерального центра. Мы из года в год действуем по модели, когда федеральный Центр уже не раз оказывается участником, а не посредникам в подобных конфликтах. Соответственно, вся ответственность чаще всего переносится на федеральный Центр, хотя в последнее время появились новые возможности выхода из конфликтного состояния.

На фоне подобных конфликтов активизируются мафиозно-криминальные и политиканствующие силы, не заинтересованные в последовательном и окончательном разрешении конфликта, а где-то и зарабатывающие на несчастье целых народов. Недопустимо и далее действовать по принципу "отложенного конфликта", наследуя и накапливая недоверие и вражду между национальностями.

Очевидно, более конструктивен подход, в котором прежде всего следовало бы вывести подобные зоны из перечня так называемых конфликтных и перевести в статус территорий постконфликтного урегулирования с определенными, взаимно согласованными "правилами игры". Основную нагрузку по постконфликтному строительству несет на себе прежде всего местное руководство, а федеральный центр в таких случаях осуществляет лишь функции арбитража, посредника, помощника и контролера за ходом неукоснительного выполнения согласованного плана урегулирования, подписанного всеми участниками конфликта и утвержденного соответствующими федеральными органами. Только умение договариваться и делать шаги навстречу друг другу способно обеспечить выход из конфликтов. Важно подобные конфликтные ситуации из этнополитического состояния перевести в гражданскую сферу отстаивания, защиты прав и свобод граждан независимо от их национальной принадлежности.

В-третьих, остаются четко не обозначенными состояние и перспективы так называемых "титульных национальностей" в республиках и автономиях. С одной стороны, они обладают государственностью автономного типа и могут решать целый ряд вопросов самоорганизации и саморазвития своих этносов самостоятельно, сохраняя свою самобытность, самоидентификацию и преемственность традиций. С другой стороны, нередко такие шаги чреваты переходом к этнополитическому сепаратизму, что неминуемо ведет к ущемлению прав других национальностей данной республики, автономии всей страны. Учет местной, национальной специфики при безусловном сохранении единого правового пространства многонациональной общности страны - это проблемы не конфликтные, а взаимосвязанные и решаемые в режиме диалога. Отсутствие четкости и последовательности в политике в отношении национальностей в национальных республиках и автономиях приводит к тому, что этнополитические проявления варьируются от одних крайностей к другим - от объявления полного суверенитета (порой даже национального) до полного забвения специфики национальных интересов и установления диктата центра. Тут надо действовать мудро и четко в рамках Конституции и Законов, а не только пустым администрированием;

В-четвертых, всепроникающий характер имеют для всей системы национальных и федеративных отношений России этнонациональные, этнокультурные проблемы русской нации, проявляющиеся как на региональном, так и на федеральном уровне. В Концепции государственной национальной политики впервые предметно обозначена этническая проблематика русской нации. Но фундаментальная ее постановка, расшифровка и решение по-настоящему еще предстоят. По нашему мнению, контрпродуктивно для всей национальной политики, для всех народов забвение реальных этнических проблем русских. Такое положение привело к неспособности многих ученых и общественных деятелей анализировать реальное этнополитическое и этнокультурное положение русской нации. Недопонимание наличия специфики интересов, роли и места русской нации в России не может способствовать гармонизации межнациональных отношений. Наша позиция тут однозначна: от самочувствия и перспектив развития русского народа во многом зависят самочувствие и перспективы всех других народов России. Нужно отойти от старых, имперских установок, когда национальная политика считалась политикой по отношению к "инородцам" (в условиях царского самодержавия) или "нацменам" (в Советском Союзе), в результате которой получалось, что в стране есть две категории народов: одна - по отношению к которым нужна специальная национальная политика, а другая - по отношению к которым вообще не приемлема национальная политика. А в итоге - и те, и другие чувствовали себя второсортными, в чем-то обделенными. Отсюда одна из причин того, почему во многом не состоялась в конечном итоге национальная политика у разных политических режимов в России.

Позиция тех, кто "стыдливо" считает, что внимание к русской проблеме даст повод для обвинений в национал-шовинизме, решительно не отвечает ни интересам русского народа, ни интересам других народов России. Гипертрофирование, как и пренебрежение этническими интересами русской нации приводят к крайним подходам в интерпретации данной проблемы и дестабилизируют межнациональные отношения в стране. Все национальности страны заинтересованы в благополучном и полнокровном развитии русской нации, ибо все они в той или иной степени являются представителями русского мира, русской культуры. Возможности и потребности выхода русского этноса к многонациональности охватывают все народы России.

Кроме того, важно понять, что русские больше других считали Советский Союз своей общей родиной, вкладывали свой потенциал в его становление во всех частях и направлениях. Это одна из причин того, почему именно русская нация в наибольшей степени оказалась взбудораженной на фоне развала Советского Союза. Усилился отток русских из республик бывшего Союза, а кое-где и из республик Российской Федерации. Это явление имеет весьма негативные последствия для страны, для перспектив развития национальных отношений. Например, если бы в свое время удалось предотвратить исход из Чечни более 250 тысяч русских и десятков тысяч других культурно близких им этнических групп, то это могло бы существенно повлиять и на поведение национал-сепаратистских сил в республике. Хотя из Чечни выехали не только русские, но и огромное количество чеченцев. И неверно преподносить эту трагедию как чисто чеченскую или чисто русскую проблему. Кроме того, некоторые провокационно и неоправданно переносят на русских всю ответственность за деяния разных политических режимов в Прибалтике и на Кавказе. Федеральному Центру не хватило умения использовать русский фактор для предотвращения и разрешения конфликтов, в т.ч. и между местными национальностями, хотя такой опыт в истории России имеет место.

Серьезной проблемой национальной политики становится защита прав этнических русских, русскоговорящих этнических россиян, проживающих в странах ближнего зарубежья. Миллионы русских после развала Союза оказались в дискриминационных для себя условиях, по существу, беззащитными перед этнократическими решениями государственных органов власти. Федеральная власть, имея возможности использования политических и экономических факторов, не выработала цельной, последовательной, а главное, принципиальной позиции защиты прав этнических русских в бывших советских республиках. Эта проблема была отдана в руки крайних сил, которые всю озлобленность в целом на общую ситуацию, на новые суверенные государства обращают в претензии нередко против своих же российских национальностей. Многие из них тоже ощутили на себе статус "разделенных народов". При этом здесь не менее остра и проблема адаптации русских переселенцев из стран СНГ и Балтии к новым условиям проживания в регионах России. Брошенные на произвол судьбы, эти переселенцы и у себя на родине оказываются порой изгоями общества. А национал-шовинисты и тут использовали эту неустроенность людей для "обоснования" преследования "лиц" кавказской, еврейской, татарской и других национальностей в самой России, обоснования "русской идеи" как национальной для России, не замечая и пренебрегая ценностными ориентациям других национальностей страны. Весь комплекс этих проблем должен стать предметом государственной национальной политики и находить свое решение.

Ассамблея народов России ведет активную работу с соответствующими общественными организациями Казахстана, Кыргызстана, Азербайджана, Белоруссии и Туркменистана. При поддержке президентов этих стран, а главное - президента России мы могли бы инициировать создание Ассамблеи народов СНГ, всех бывших республик Союза и в ее рамках достигать паритета в решении многих насущных вопросов межнациональных отношений.

Наконец, в поле зрения Правительства должно находиться ухудшающееся этнокультурное и этнопсихологическое самочувствие русского народа. Проблемами русской нации надо заниматься систематически. Вместо этого даже департамент этнических проблем русского народа, который был создан в свое время в Миннаце, оказался ликвидирован. На этом фоне все больше проявляется и опасная тенденция ослабления традиционной межэтнической толерантности, что всегда было присуще русскому народу. Происходит усиление ксенофобии, что играет на руку различным экстремистски настроенным националистическим течениям и организациям. Это весьма опасный симптом разрыхления исторической роли русского народа как собирателя земель и народов российских, как этнокультурной основы многонациональной российской государственности. Именно из подобных постулатов исходит Ассамблея народов России в организации своей деятельности в краях и областях, в русской среде. И мы находим понимание на местах.

В реализации государственной национальной политики важное значение имеет принятый в 1996 г. Федеральный Закон "О национально-культурной автономии". Повышение эффективности использования рычагов национально-культурной автономии как чрезвычайно важного института культурно-языкового самоопределения, свободного развития национальных меньшинств в условиях федеративного государства требует более существенной государственной поддержки общественно-значимых программ деятельности национально-культурных автономий. Без помощи государства не сможет в нынешних условиях полноценно работать ни одна национально-культурная автономия. Закон "О национально-культурной автономии" не выполняется прежде всего на федеральном уровне, хотя на местах активно прошел организационный период образования национально-культурных автономий. Созданы более десяти федеральных (украинская, немецкая корейская, татарская, белорусская, и др), свыше 40 региональных, около 300 местных национально-культурных автономий. Представители народов, дисперсно проживающие по всей территории России, благодаря Закону "О национально-культурной автономии" получили возможность значительно ослабить культурно-психологический фон своей территориальной разобщенности через создание единого социокультурного пространства (развития языка, культурных традиций, общения, этнокультурной информационной инфраструктуры и др.) Большое значение имеет ратификация Государственной Думой европейской рамочной Конвенции о защите национальных меньшинств. Но для практической реализации этой Конвенции фактически ничего не сделано. Нет у органов власти вот уже сколько лет и программы по выполнению Конвенции ООН по ликвидации расовой дискриминации. Фактически не работает Консультативный Совет по национально-культурной автономии при Правительстве Российской Федерации, созданный в соответствии с вышеуказанным Законом.

В-пятых, не достигнуто пока единого видения механизмов решения проблем коренных малочисленных народов, прежде всего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Автономные округа, как форма социального патронажа в том виде, в каком они существуют в современных условиях, вряд ли могут обеспечить решение данной проблемы, хотя, в частности, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа совместно с Тюменской областью сделали в этом плане немало. В реальной практике нередко автономные округа используются надэтничным, интернациональным большинством для бесконтрольной хищнической эксплуатации природных ресурсов данных территорий без учета интересов коренных малочисленных народов, проживающих на этих территориях. По существу идет интенсивный процесс разрушения природной и культурно-исторической среды, что ведет к деградации сложившейся системы природопользования и вымиранию традиционных форм хозяйствования. Если к этому добавить непрекращающийся отток населения с Севера, то вырисовывается перспектива создания здесь этнической пустыни.

Настало время серьезного обсуждения на государственном уровне цельной, научно обоснованной программы освоения и развития громадных территорий Севера. Здесь в логической связи должны быть соединены не только проблемы "выкачивания" природных ресурсов, но и задачи сохранения традиционной, природной, культурно-хозяйственной среды проживающих здесь этносов, их языка, культуры, традиций самоорганизации своей жизни, обеспечения квотного представительства малочисленных народов в органах власти. По мнению экспертов, назрела настоятельная необходимость полного пересмотра взглядов на проблему коренных малочисленных народов. Примитивные, редко выполняемые и фактически не доведенные до малочисленных народов программы социально-экономического развития ничего не дают. Нужны реальные практические шаги, ибо одними словами, добрыми пожеланиями и декларируемыми красивыми намерениями невозможно остановить и преодолеть опасную тенденцию ухудшения положения, а возможно даже и физического исчезновения некоторых коренных малочисленных народов. Если не принять меры, то речь фактически скоро пойдет об "этнической катастрофе". Только личное вмешательство и патронаж со стороны Президента Российской Федерации поможет вывести эту проблему из глобального кризиса.

В-шестых, практика показывает, что из сферы национальной политики выпадает такое явление, как этническая миграция. Ни отток ряда этнических групп из России, ни приток (легальный и нелегальный) мигрантов из бывших республик Союза в Россию пока не стали предметом серьезного внимания государственной национальной политики. Между тем эти весьма сложные процессы не могут быть упущены из сферы практической деятельности органов власти и общества. Хотя бы потому, что эти явления усложняют межнациональные отношения, нередко подводят их к состоянию перманентной конфликтности. Если же учитывать прогнозируемое увеличение в несколько раз миграции в Россию китайцев, афганцев, африканцев, то суть проблемы переходит в плоскость обустройства этих людей в соответствии с российским законодательством и международными нормами. Если не решать сегодня эту проблему, она станет впоследствии вопросом государственной безопасности страны. Очевидно, настало время федеральному Центру подумать и признать логичность рассмотрения проблем национальных отношений в неразрывности с процессами этнической миграции, а не ограничиваться просто механическим объединением Миннаца и ФМС.

Общий обзор состояния этнополитических процессов, очевидно, не может быть полным без рассмотрения некоторых тенденций их стратегического развития. Сегодня вырисовываются три основных сценария в стратегии этнополитического развития народов России: 1) суверенно-национальный, национал-сепаратистский; 2) унитарно-унификационный; 3) федеративный, интеграционный. Они тесным образом взаимосвязаны друг с другом.

В первом случае речь идет о гипертрофированной самодовлеющей роли этнического фактора в социальном, политическом развитии жизни современных народов. Чрезмерная этнизация общественной и политической жизни для народов (даже без экстремизма) неприемлема в России. Она вредна как для перспектив наций-этносов, так и для развития всего многонационального государства.

Во втором случае наблюдается тенденция к унификации жизни народов, их максимальной ассимиляции и растворению в русском этнокультурном пространстве - подход, который не так давно считался наиболее приемлемым и перспективным, что частично привело к политизации национального самосознания этносов и отдельных индивидов, воспроизводя тем самым межэтническую конфликтность. Требования "забыть о нациях" (В.Тишков), "распустить республики" (В.Жириновский и др.), объявить нации-этносы мифом, а гражданскую нацию - единственной реальностью, исключить из паспортов графу национальностей, абсолютизировать индивидуальные права при полном пренебрежении коллективных, этнонациональных общностных прав того же человека - это линия, которая неоправданно навязывается определенными силами современной России как "цивилизованная", демократическая в управлении этнополитическими процессами. Надо сказать, что объективные проявления интеграции и ассимиляции бесспорно имели, имеют и будут иметь место в нашей многонациональности. Исторически давно доказана естественная ассимиляция национальностей и их отдельных групп культур, их адаптация друг к другу и прежде всего к русскому миру, который сформирован, в том числе и за счет всестороннего межнационального взаимодействия. Вместе с тем ясно и то, что параллельно идут процессы как самоутверждения этносов как наций, так и формирования их общности - нации как государства, многонационального народа России. И важно поддержать этот эволюционный процесс, но без применения старых и новых революционных административных методов, которые приводят к очередным этновзрывам. Перспективен именно эволюционный путь сохранения и развития этнической самобытности, раскрытия потенциала всех национальностей, их адаптации взаимовлияния друг к другу, дальнейшего продолжения процесса интеграции, сотворчества народов и культур в единой государственной общности - многонациональном народе Российской Федерации. Важно, чтобы каждый человек, каждый народ увидели место своей самобытности и единства в будущей России. И тогда это будущее состоится.

В сценариях развития современной России важно продумать пути достижения стабильности как в самобытном развитии наций, так и в утверждении общности многонационального российского мира. Другие подходы будут стимулировать очередной этнический хаос, одни национальности усиленно будут вытесняться из национальных республик и автономий, а другие из краев и областей, что нередко сегодня и происходит. Это путь к опасным этническим чисткам, массовым нарушениям прав человека по национальному признаку, путь несправедливостей и неравноправия, вражды и конфликтов. Подобные идеи взрывоопасны и крайне деструктивны. Об этом говорит и трагический опыт Чечни. И национал-сепаратисты не преминут использовать любой повод такого рода для мобилизации населения на открытый экстремизм, что существенно разрыхляет нашу федерацию, демократическую систему федеративных связей и отношений.

В исторически сложившихся условиях у России есть наиболее предпочтительный третий сценарий развития этнополитических процессов, -сохранение и укрепление федерации. Это путь этнокультурной, этнополитической интеграции, путь постепенной, терпеливой адаптации этнической данности различных наций к процессу становления всего многонационального народа России.

На практике это означает: сохраняя и развивая национальную специфику народов и регионов, достраивать каркас единых интеграционных связей и отношений, способствующих формированию единства целей и воли всего российского народа. В этом плане федеративная демократия является безальтернативной моделью обустройства народов и регионов современной России в едином государстве. Только развитая система демократических отношений снимает остроту в сфере национальных и федеративных отношений.

Подводя итоги данного раздела доклада и с учетом перспектив развития национальных отношений, обозначим следующие, как нам представляется, основные принципы государственного управления этнополитическими процессами в России.

Первый принцип - паритет интересов национальных общин и их всестороннее партнерство. Он логично подводит к признанию всех народов, проживающих на территории современной России, равноправными и равноответственными за состояние и судьбу всех народов, всего государства. При этом ни одна этническая общность не могла бы претендовать на преимущественное право контроля над территорией, институтами власти и природными ресурсами ни в государстве в целом, ни в каком-либо субъекте Федерации в частности. Иначе говоря, ни один этнос не должен быть обладателем "контрольного пакета" прав и привилегий. Равенство прав приведет к принятию согласованных и поэтому обязательных для всех этнических общностей решений, на основе партнерства. Только в такой демократической основе можно видеть перспективное решение национальных вопросов.

Второй принцип - самоорганизация национальной жизни этносов. Это означает, что по принципу национального паритета и партнерства необходимо создавать реальные условия представителям различных национальностей самим определять и реализовывать собственные этнополитические и этнокультурные потребности, защищать свои права и свободы, отстаивать в условиях паритета и партнерства свои интересы. На основе и полном соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, принятым и признаваемым всеми народами.

Третий принцип - государственный патернализм и равноправный диалог со всеми национальностями. Содержание данного принципа состоит в обязанности государственной власти всех уровней (федеральной, региональной и местной) защищать права человека - гражданина России независимо от его национальной принадлежности и права народа, независимо от его численности и иного потенциала. При этом в силу осознания возможностей самоорганизации и саморазвития институтов гражданского общества в современной России власть должна оказывать помощь и поддержку национальным меньшинствам и особенно, и прежде всего, коренным малочисленным народам в их защите.

Говоря о принципах государственного патернализма, надо иметь в виду, что органы государственной власти обязаны защищать права, свободы и достоинство своих граждан и народов от дискриминации, унижения, оскорбления в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации. Проявления радикальных идей, национального эгоизма, этнополитического экстремизма, расизма, ксенофобии и тем более фашизма должны считаться абсолютно недопустимыми в многонациональном государстве и пресекаться всеми возможностями власти и институтов гражданского общества.

Наиболее прогрессивным для России является соборный, интеграционный путь развития этнополитических процессов, который заложен в Концепции государственной национальной политики. Он проходит несколько этапов в своем становлении и реализации. Это не одномоментный акт, декретивно насаждаемый сверху, а процесс эволюционный, долгосрочный и управляемый государством.

Первый этап - это теоретическое осмысление и обеспечение процесса самобытного развития и интеграция всех национальностей и культур в многонациональную общность - российский народ. На этом этапе активно привлекается интеллектуальная элита всего многонационального сообщества. Именно она призвана всесторонне обосновать неизбежную в хорошем смысле и целесообразную для исторических судеб народов необходимость стимулирования самобытных национальных и интеграционных тенденций в развитии этнополитических процессов. Государство на этом этапе концентрирует свои усилия на аналитическом, идеологическом и информационном обеспечении концепции и программ интеграционного сценария развития национальных отношений, поиске и обосновании форм и методов органического соединения задач этнического, этнополитического развития с задачами становления российского федерализма, многонационального народа России. Речь идет о формировании и укреплении нации-государства не как варианте отрицания наций-этносов, а как качественно новом этапе их развития и сотворчества.

В ходе этого развития необходимо преодолевать создаваемый националистами разных мастей "образ врага" в лице представителей не только другой этнической, но российской общности. Важно формировать и закреплять в коллективном сознании понятие "Мы - россияне" как способ гражданского конструктивного сотрудничества на созидательной основе.

Содержательной задачей данного этапа, является теоретическая, культурно-информационная и психологическая подготовка населения к более высоким возможностям утверждения этнической самобытности и этнополитической, этнокультурной интеграции в составе общности многонационального народа России.

Второй этап - это этап реализации организационно-управленческих мер на практике. Здесь решается комплекс важнейших вопросов. Среди них: формирование общероссийской многонациональной политической и культурной элиты; инкорпорирование представителей региональных этнических элит в федеральные структуры власти; ротация кадров, причем не только по "вертикали", но и по "горизонтали" (перемещение подготовленных, адаптированных к интеграции кадров из одних регионов в другие), поддержка национальной самобытности и многонациональности, сохранение и расширение единого культурного, языкового, информационного пространства. Подобные методы широко и небезрезультатно применялись в советский период. Далее, формирование новых политических институтов, например, функциональное использование возможностей Ассамблеи народов России, создание при Вашей поддержке Дома народов России в Москве и таких же Домов в субъектах Российской Федерации, центров и уголков в учебных заведениях, налаживание на серьезном уровне работы Института народов России, который мог бы быть главным научным Центром, наряду с институтом этнологии РАН. И не только по этнологическим, но и этнополитическим исследованиям, подготовке кадров высшей научной квалификации. Эти кадры были бы важной опорой Центра в регионах и представительства регионов и народов в Центре.

Актуальными направлениями деятельности федеральной власти на этом этапе должно стать принятие серьезных шагов в совершенствовании федеральной системы защиты прав человека, прав и свобод народов, государственной поддержки развития национальной системы образования и просвещения, культуры и языка, национальных СМИ. Например, по мнению экспертов, давно назрела необходимость создания института языков народов России, образование при Миннаце учебного заведения по подготовке кадров для "горизонтальной" и "вертикальной" ротации, создание общероссийских каналов государственного телевидения и радио, работающих в т.ч. и на языках народов России. В Канаде, Бельгии, Швейцарии телевидение работает на десятках языков. Наше всероссийское, федеральное государственное телевидение, достаточно равнодушно к жизни народов нашей страны, развитию их культур, языков и традиций. Не только по духу, но даже и по атрибутике по сути мы еще не стали федерацией.

Эти этапы призваны подготовить теоретические и политико-правовые основы интеграции, сформировать психологическую ориентацию, убежденность людей и общностей в целесообразности тесной многонациональной интеграции в России. Известный тезис о праве наций на самоопределение в новых исторических условиях означает не стремление к изоляции и замкнутости, а самоопределение, самопознание и саморазвитие для расширения пространства культурного диалога с народами и странами. Важно в государственной политике, в деятельности институтов гражданского общества достраивать конструкции соединения процессов самобытного этнического развития с интегративными процессами построения и совершенствования единого федеративного государства, формирования многонационального народа Российской Федерации.

Окончание


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


100 ведущих политиков России в апреле 2024 года

100 ведущих политиков России в апреле 2024 года

Дмитрий Орлов

0
1464
Террористы делают ситуацию в Пакистане все более взрывоопасной

Террористы делают ситуацию в Пакистане все более взрывоопасной

Лариса Шашок

Исламистские группировки в стране наращивают активность и меняют тактику

0
1262
Современные драматурги собрались в Астрахани

Современные драматурги собрались в Астрахани

Вера Внукова

На ежегодной Лаборатории в театре "Диалектика" прочитали самые интересные пьесы участников конкурса "ЛитоДрама"

0
938
Виктор Добросоцкий: жизнь как театр

Виктор Добросоцкий: жизнь как театр

Корнелия Орлова

Творческий вечер писателя состоялся в Московском доме книги

0
1116

Другие новости