0
1516
Газета Документ Интернет-версия

30.01.2001 00:00:00

О национальном самочувствии народов России.
О состоянии и перспективах государственной национальной политики


VII. Федеративная демократия: перспективы для многонациональной России

Если раньше вопрос о судьбах и перспективах федерации поднимали лишь отдельные политики, то теперь эта тема стала популярной. Это означает, что реформа федеративного устройства, начатая в новой Конституции Российской Федерации благодаря Вашим инициативам, Владимир Владимирович, в последние время перешла в практическое русло. Ассамблея народов России не только полностью и последовательно поддерживает эти инициативы по фундаментальной перестройке федеративных отношений и государственного управления, но и оказывает в этом возможное содействие.

На наш взгляд, в государственном устройстве России господствуют по-переменно центробежные и центростремительные тенденции. При этом имеют место и крайности: одни стремятся обустроить российское государство на расплывчатых конфедеративных основах, а другие - на жестких унитарных подходах. Главные же определяющие тенденции сохранения и развития российского государства основываются на принципах федеративной демократии. Федеративное устройство невозможно без развитой системы демократии, в том числе и территориальной.

Федерация - по своей сущности есть форма государственного устройства, при которой внутренние территориальные и государственные образования не только были бы состыкованы в единую политико-правовую систему, но и обладали определенной самостоятельностью для учета реализации этнических и иных интересов местных сообществ. Федеративное устройство преимущественно приемлемо именно для таких стран, как Россия со значительной территориальной протяженностью, полиэтничным составом населения, сложившими в определенных территориальных границах спецификой производственно-экономических комплексов, традиционными формами хозяйствования, географическими, ландшафтными особенностями уклада жизни народов и регионов.

Россия - это не классический союз государств, а форма федеративного устройства, которая весь ХХ век вырастает из унитарного государства. В большей степени российский федерализм выстраивается на децентрализации власти "сверху вниз". При этом децентрализация предполагает укрепление государственной власти за счет ее приближения к особенностям и потребностям местных сообществ.

Россия исторически формировалась как государство на основе объединения русских княжеств. Расширение государства, сохранение его единства и целостности осуществлялось в дальнейшем во многом диктаторскими методами. И это вполне объяснимо, ибо после падения монголо-татарского ига раздробленные княжества можно было объединить только силой. Силой пресекались и любые сепаратистские тенденции, порой возникавшие на территории громадной Империи. Такие методы диктовали и абсолютное верховенство центральной власти на всей территории Российской Империи, а потом и в Советском Союзе, хотя и в этих условиях не исключалась многовариантность обустройства народов и земель в Российском государстве.

Уверены в том, что Россия в прошлом не была "тюрьмой народов", как это однобоко преподносилось многие годы и оказывало свое влияние на национальную политику. Противоречиво шел глобальный процесс вхождения народов и земель в российское государство, налаживание их совместной деятельности, в том числе и по защите, укреплению единого Отечества. При этом не следует забывать и об огромной роли России и русских в спасении целого ряда народов от угрозы ассимиляции или даже физического уничтожения со стороны более сильных соседей.

Господство унитаристических тенденций развития российской государственности на уровне политики и политиков центра привело к пренебрежительному отношению к самостоятельности и самобытности народов. Хотя известно, что развал российской империи произошел из-за жесткого унитаризма, особенно в отношении национальных окраин, что не позволило сдерживать в одновариантном развитии усиливающийся "ропот" народных масс. Именно неспособность царского самодержавия, а потом и советской власти своевременно перейти на демократические, федеративные формы обустройства народов и привели к развалу России в начале и в конце ХХ века. Нынешняя Российская Федерация после многих потерь сохраняет российскую государственность. И речь идет об обновлении сути ее деятельности и укреплении с учетом всего исторического опыта.

Разрушение жестко унитаристических механизмов привело к усилению центробежных тенденций. Именно подобная ситуация привела в свое время большевиков на путь создания федерации, ибо только за счет учета самобытности множества можно было сохранить единство, предотвратить энтропию многочисленных этносов и сохранить российское государство. Но советская федерация оказалась во многом декоративной. А после смерти В.И.Ленина она была полностью трансформирована И.В.Сталиным в жесткую унитаристскую модель. Это было бесспорно мощнейшее государство при беспомощных и бесправных гражданах и народах. И в современных условиях ясно: федеративное устройство невозможно без развитой системы демократии, в том числе и территориальной.

Анализ становления современного российского федерализма приводит к двум принципиальным выводам:

Вывод первый. На начальной стадии реформирования государственного устройства, идея реального, а не декларативного федерализма спасла Россию от вполне возможного распада по примеру Союза. Но без научно обоснованной концепции строительства федерации были допущены и серьезные ошибки, которые привели к формированию системы, где, по существу, переплетены элементы федерализма, унитаризма и даже конфедерализма. Федерализм на практике превращался на отдельных территориях в феодализм, в некий конгломерат удельных княжеств и ханств с автократическими режимами, которые свободно обращаются и с Конституцией Российской Федерации, и с федеральными законами. Вы совершенно правы, указывая на то, что в этой ситуации федеральный Центр не может дальше быть безмолвным наблюдателем, ибо все эти процессы, приводят к ослаблению вертикали власти, всей российской государственности. Но даже это по большому счету - не повод, как некоторые думают, для возврата к унитаризму. Наоборот - жизнь требует возврата к реальному федерализму, к федеративной демократии. Однако нынешняя структура федеративных отношений совершенно не адаптирована к принципу федерализма и федеративной политике. И прежде всего на федеральном, на общероссийском уровне. Многие федеральные чиновники перегружены имперско-унитаристскими амбициями, хотя не располагают для этого соответствующим потенциалом и авторитетом. Федеральный центр должен стать федеративным в первую очередь по ориентациям, содержанию работы, структуре и кадровому составу. Другого пути нет. Период романтического федерализма первого периода, начала 90-х годов завершается с реализацией инициатив 2000 года. Стихия и самоуправство как со стороны центра, так и субъектов федерации деструктивны для государства и общества, для прав и свобод граждан. Единое правовое и экономическое пространство - это необходимые исходные условия существования федерации. Однозначно и верховенство Федеративной Конституции и Законов в сфере исключительных полномочий федерации. При этом речь должна идти о верховенстве Федеральной Конституции и Законов, а не одних органов власти над другими. Нам нужна не чиновничье-администрированная, а правовая федерация.

Вывод второй. Наметился поворот к модели, которую можно назвать "державным федерализмом", где свобода и ответственность каждого уровня и каждого участника федеративных отношений состыкованы четкими правовыми нормами и направлены на выявление потенциала созидания и благополучия для государства, народов России, граждан-россиян. Именно в этих целях необходимо достигать паритета, равновесия в полномочиях федеральной и региональной властей по вертикали.

Центральная идея державного федерализма - это интеграция самобытного потенциала народов и регионов, а не однобокая централизация или децентрализация. Это объединение возможностей, ресурсов всех субъектов Федерации, каждого народа в единую, целостную и жизнеспособную страну. В державу, представляющую единое федеративное государство с множеством самобытных субъектов со своими региональными, национальными и иными возможностями. Защита прав и свобод человека, приближение власти к самобытным потребностям народов, регионов и местных сообществ. Это единство многообразия. Усиление интеграционных тенденций, ведущих к объединению потенциала всех народов и регионов, позволит преодолеть центробежные тенденции и перевести вектор развития федеративных и национальных отношений в сторону утверждения как самобытности множества, так и центростремительности единства.

Державный федерализм одновременно означает и признание того, что за соблюдением приоритета прав и свобод человека, равноправного развития народов, объединения их усилий и возможностей стоит государство. Это государство, в котором жестко пресекаются силой закона проявления не только национализма и сепаратизма, но и любые попытки дискриминации граждан по национальному и религиозному признакам. Это государство, гарантирующее равноправие всех народов, всех субъектов Федерации. Федеративная демократия в России пока держится на приоритете центристских тенденций, но одновременно создает и демократические механизмы централизации власти.

Формирование державной федерации нацелено на осознание всеми гражданами России себя россиянами, без ущемления при этом прав человека или наций, в том числе и на этническую самоидентификацию, а наоборот, путем открытия для этого общероссийских возможностей.

Вывод третий. Формирование сознания "Я - россиянин" должно проходить через собственное отечественное самочувствие каждого человека, воспитание державного патриотизма, гордости за Отечество, отечественные народы и соотечественников. Такое сознание должно противостоять культивируемому в последнее время жизненному стандарту однобокого и самодовлеющего индивидуализма. Формирование державного патриотизма должно реализовываться через гарантирование прав и свобод человека независимо от его национальной принадлежности, через реформу культурной политики, образовательной и воспитательной системы, использование СМИ в интересах утверждения присущих нашим народам российских ценностей, сформировавшихся в ходе их исторического развития, становления России как многонационального государства.

Главным направлением в совершенствовании российского федерализма является правовое обеспечение всех уровней федеративных отношений, разработка и принятие пакета законов, отвечающих требованиям федеративной демократии, а также практическая реализация конституционного потенциала российского федерализма.

Вывод четвертый. В Конституции Российской Федерации и особенно в федеральных законах должны быть четко прописаны механизмы и процедуры разграничения полномочий на всех уровнях на основе четкой правовой ответственности за противодействие федеральному законодательству. Без правовой расшифровки ст.72 Конституции Российской Федерации определить ясные границы полномочий всех уровней власти в Федерации будет крайне трудно. Именно отсутствие такого пакета законов и привело в свое время к необходимости разграничения ряда полномочий между федеративными органами власти и органами власти субъектов федерации договорами и соглашениями. Федерация - это не унификации всего и вся. Это не способ "постричь всех под одну гребенку", а рычаг обеспечения единства многообразия. Необходимо на правовой основе отработать и механизмы федерального вмешательства в дела субъектов федерации в случае, если развитие обстановки в субъекте становится неуправляемым и угрожает государственной целостности России, безопасности ее граждан и народов. Недопустимо превращение административных границ в государственные. Территориальные притязания внутри единого государства - это анахронизм. И возникающие территориальные споры должны носить административный характер, а не этнополитический и тем более не государственный.

Многие ведущие политики страны и даже ученые считают чуть ли не недопустимым строительство нашей федерации не только по территориальному, но и по этническому принципу. При этом говорят, что учет этнического принципа характерен только для России. Надо сказать, что с учетом этнического и даже этнолигвистического принципа федерация строится в Швейцарии, Бельгии, Канаде, Индии и в ряде других государств. Надо обратить внимание и на следующий вывод: наиболее крупные и благополучные государства современного мира являются федеративными. Федерализм в нашей стране в том числе способствует и стабилизации национальных отношений. Нельзя забывать в деле государственного устройства о том, что не только Федерация, но и многие ее субъекты области у нас многонациональны. Национальный состав субъектов Федерации, как и национальная принадлежность человека-гражданина - это не повод для каких-то льгот, но и не повод для каких-либо форм дискриминации. Национальный фактор и многонациональность требуют к себе большего внимания для учета интересов самобытного развития и налаживания сотворчества народов. В частности, необходимо удовлетворять потребности каждой национальности в устойчивом развитии полноправного участия во всех сферах общественной и государственной жизни. И прежде всего речь идет о равноправном (пропорциональном) представительстве в законодательных органах власти в центре и в субъектах Федерации представителей всех национальностей. В этом плане абсолютизация роли выборов, как главного рычага по принципу "один человек - один голос", без учета всей многоструктурной, многослойной сложности России и ее регионов - это тупиковый путь развития для нас. Необходимо вводить механизмы, позволяющие учесть потребности и представительство всех составляющих структур российского общества, в том числе и этнических. Федеральное Собрание по существующей модели состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы (пункт 1 статьи 95 Конституции Российской Федерации). Нам представляется, что такая двухступенчатость Федерального Собрания - это традиционная дань двухпалатной системе, прежде всего свойственная для федеративных государств. В большинстве стран обе палаты избираются путем прямого тайного голосования. В России сложившаяся практика, когда состав Государственной Думы избирается путем прямого тайного голосования, а члены Совета Федерации - кооптируются по должности, как нам представляется, не соответствует основам Конституции России, не говоря уже о гарантированных возможностях представительства всех слоев населения, всех национальностей в Федеральном собрании

Законотворчеством должны заниматься законодательные органы, в которых избиратели всей страны и конкретных регионов персонально делегируются в ходе избирательного волеизъявления своих представителей в парламент, прежде всего для законотворчества, а не направляются туда по воле чиновников или чиновничьих депутатов.

Для федеративного многонационального, многоконфессионального государства двухпалатность парламента, повторяю, имеет свою логику. Может быть, есть потребность в том, чтобы Государственная Дума, как законодательный орган, имела двухпалатную конструкцию. Одна палата - Совет представителей. Вторая палата - Совет национальностей. Вот тогда Совет Федерации мог бы быть преобразован в Госсовет - как представительно-консультативный орган страны. Совет национальностей, соответственно, выполнял бы так необходимую для многонациональной страны работу - этнополитическую экспертизу всей законотворческой деятельности Государственной Думы, выстраивание законотворчества с учетом местной, региональной и национальной специфики. Соответственно, парламент страны отвечал бы базовым признакам формирования нашей Федерации: территориальному и этническому.

При такой структуре органов власти субъектно-федеративные и национально-федеративные отношения получили бы более четкие механизмы функционирования и регулирования как элементы единой политико-правовой системы. И интересы Федерации, и интересы национальностей были бы объединены, оказались бы в органическом сплаве. Полагаем, что перестройка в данном русле Федерального Собрания была бы с пониманием встречена многонациональным народом Российской Федерации. К слову сказать: Ассамблея народов России, видимо, родилась как общероссийская общественная организация именно потому, что проблемы многонационального представительства на уровне Федерации, после упразднения Совета национальностей Верховного Совета России оказались не решаемы. В стране в целом и в субъектах федерации в основном создаются однонациональные объединения и национально-культурные автономии. Закон "О национально-культурной автономии" гарантирует ряд базисных моментов деятельности однонациональных объединений. Но даже такой формальной поддержкой не обеспечена деятельность многонациональных организаций и объединений, действующих в сфере национальных отношений. Несмотря на это, Ассамблея народов России стремится к активизации общественной энергии по собиранию народов и территорий России в единое государство. Ассамблея народов России осуществляла бы еще эффективнее свои функции, если бы имела поддержку со стороны Президента, Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации.


VIII. Роль и место Миннаца в управлении этнополитическими процессами.

У В.И.Ленина есть статья "Советы постороннего". Наше мнение о Миннаце - это мысли совсем не посторонних людей. Нам слишком близко состояние каждого народа, как и национальных отношений в стране в целом, чтобы позволить себе не думать о судьбе федерального ведомства, призванного практически решать сложнейшие и тончайшие проблемы гармонизации развития наций и национальных отношений в многонациональном отечестве.

По нашему мнению, это самое важное внутриполитическое ведомство страны, работа которого за все эти годы так и не наладилась. А ведь именно Миннацу вменяются тяжелейшие функции учета и регулирования всего комплекса федеративных и национальных отношений. В самом общем виде в идеале можно сказать: Миннац - это полпред Федерального центра в регионах и народах и одновременно полпред регионов и народов в Федеральном центре. Главная задача Миннаца состоит в учете и гармонизации интересов регионов и народов с высшими интересами государства, общества в целом. Наконец, это орган, призванный координировать усилия других органов власти в центре и на местах в целях постоянного совершенствования и реализации демократической национальной политики, налаживая, настраивая, направляя и выверяя управленческую деятельность органов государственной власти и институтов гражданского общества с учетом самочувствия, перспектив развития и сотрудничества всех народов страны, формирования единого многонационального народа Российской Федерации. В свое время были предприняты попытки бороться именно за такой статус Министерства, который мог бы эффективно влиять на решение национальных вопросов, не доводя их до конфликтов и войн. Министерство распустили, преобразовали. И так - ежегодно, а где-то и два раза в год. А нации и национальные отношения - это достаточно консервативные феномены и наскоками, бессистемно тут чего-то позитивного добиться невозможно. Российской Федерации исключительно важно иметь Министерство, занятое только делами национальностей, национальной политикой.

Логика национальной политики, задачи по ее реализации, во многом определяют место и роль Миннаца.

Во-первых, Миннац должен своевременно учитывать и определять механизмы согласования и удовлетворения национально-самобытных интересов всех национальностей, что невозможно без повседневной и системной работы всех органов власти и гражданского общества. Во-вторых, деятельность Миннаца должна быть нацелена на обеспечение стабильности в сфере национальных отношений. Соответственно все хозяйственные и управленческие проекты должны проходить предметное согласование, экспертизу, прежде всего в Министерстве национальной политики. Таким образом, Министерство призвано давать своевременную экспертную и прогностическую оценку влияния тех или иных преобразований, реформ в различных сферах общества на самочувствие и перспективы развития конкретных национальностей, оценивая их влияние на паритет этнонациональных, межнациональных, региональных и общегосударственных интересов. И соотнося это с самочувствием россиянина- гражданина Российской Федерации.

Министерство национальной политики призвано стать своеобразным министерством "этнической экологии" в сфере жизнедеятельности нации, развития национальных отношений и формирования многонациональной общности Российской Федерации. Исходя из такого подхода, в реализации Концепции государственной национальной политики должен быть применен комплексный подход - активнейшим образом обеспечивать участие многих министерств: образования, культуры, обороны, экономики, внутренних дел, транспорта, юстиции, а также таких ведомств как ФСБ, Минкомпечати и других. Такой комплексный подход в Правительстве страны на сегодняшний день не налажен.

Каждое из министерств и ведомств, конечно, что-то в этом направлении делает. Но все это носит разрозненный, фрагментарный характер. Так и не утвердились у нас традиции организации совместной, согласованной работы в центре и на местах по реализации государственной национальной политики. В министерствах и ведомствах страны, к сожалению, не достигнуто еще должное понимание значимости своевременного учета и регулирования этнонациональных проблем, осознание необходимости проведения систематической работы в этой сложнейшей сфере общества. А Миннац не имеет сегодня для организации и координации этой работы в государстве, в обществе должного статуса, ресурсов, рычагов, авторитета. Люди уже не знают даже, как это Министерство сегодня называется, настолько часто меняются за эти годы названия и руководители. Были в Правительстве России и "кураторы" национальной политики, которые считали, что наличие Миннаца будоражит национальные вопросы. Между тем, мы так и не получили министерство, которое исключительно последовательно и авторитетно занималось бы делами национальностей.

После последней реорганизации Миннац должен заниматься и вопросами становления Российского федерализма (громадный срез государственного строительства!) и вопросами гармонизации национальных отношений (сложнейшие и тончайшие вопросы самочувствия самобытного развития и общности народов!) и вопросами миграционной политики (острейшие вопросы сотен тысяч людей, ставших беженцами вследствие кризисов и конфликтов!) и местным самоуправленим (которого все боятся). Совершенно справедливо, что из этих проблем абсолютное преимущественное положение стали занимать миграционные дела. Чего стоит одна только проблема обустройства беженцев из Чечни! Объективно из министерства форсированно "выветривается" этническая компонента его основополагающих функций, ибо ему просто не под силу с одинаковым вниманием решать все эти вопросы. При этом почему-то упускается тот факт, что равнодушие к этнонациональной проблематике, стихия в этнополитических процессах и ведут к возникновению кризисов и конфликтов и, как следствие, - к нестабильности государства, общества, к лавинообразному нарастанию массы вынужденных переселенцев и беженцев.

Давно убежден, что в силу значимости решаемых проблем Миннац должен быть министерством, обеспечивающим внутреннюю безопасность страны, ее народов и граждан. Оно должно стоять в одном ряду с другими министерствами и ведомствами, решающими вопросы социально-политической безопасности государства, и персонально подчиняться Президенту Российской Федерации.

Кроме того, Миннац не может, не имеет права действовать только по факту. Это не Министерство по чрезвычайным ситуациям, а министерство по недопущению таковых. Если в дело по урегулированию национальных отношений вступили МВД, МЧС и другие, то это прямой и наглядный пример "недоработки" Миннаца. Одна из главнейших задач Миннаца должна состоять в том, чтобы осуществлять постоянный диалог со всеми национальностями страны, обеспечивать мониторинг их самочувствия, удовлетворять насущные потребности национальностей. Министерство призвано подключить все силы государства и общества на своевременную локализацию и снятие причин возможного этнического кризиса. Не имея возможности для такой упреждающей работы, Миннац упускает важнейший компонент своей функциональной предназначенности в российском государстве. Именно в упреждающих действиях была бы громадная заслуга Миннаца. Этим сохранялись бы стабильность регионов и всей страны, тысячи человеческих жизней, уменьшались бы трагедии и страдания потенциальных беженцев и, наконец, экономились бы десятки, сотни миллиардов рублей, которые государство вынуждено расходовать на разрешение подобных конфликтов.

В громадной работе по упорядочению государственного устройства и управления, которую Вы начали, бесспорное значение имеют кадры как в Центре, так и на местах. В проводимых Вами реформах федеративных отношений, системе государственного управления явно чувствуется кадровый дефицит. А разве не Миннацу было бы логично осуществление работы по "инвентаризации" национальных кадров, способных решать задачи управления обществом и государством на различных уровнях, создания банка национальных кадров в многонациональном государстве? Миннац должен осуществлять своеобразную этнополитическую, федеративную экспертизу кадрового потенциала страны, их подбор и расстановку по всей вертикали государственной власти и управления, в том числе с учетом потенциала нашей многонациональности.

Специалистов-управленцев, способных грамотно работать в сфере национальных и федеративных отношений проблем, у нас совершенно недостаточно. Кроме того, здесь нужны как профессионалы, так и люди, обладающие реальным авторитетом в регионах и народах, умудренные жизненным опытом, способные вести диалог на равных, на всех уровнях. Вопросы национальных и федеративных отношений решаются только путем равноправного диалога, на основе доверия и уважения, а не административно-начальствующими указаниями из Москвы или Федеральных округов. Крайне беспокоит нас и кадровый состав аппарата в самих Федеральных округах. Здесь больше комиссаров, чем управленцев, способных регулировать сложнейшие национальные и федеративные отношения, хотя есть и исключения.

Уважаемый Президент Российской Федерации! Таковы взгляды и оценки Ассамблеи народов России на развитие национальных и федеративных отношений, на состояние и перспективы национальной и федеративной политики. Убеждены в том, что они требуют не просто постоянного внимания органов власти, поиска механизмов регулирования, но и исключительной осторожности, деликатности в практических действиях. Здесь, более чем в любой другой сфере жизни общества и государства, необходим учет мудрого принципа Гиппократа "Не навреди". Любые, не просчитанные по своим этнополитическим последствиям действия, могут серьезно нарушить тот хрупкий баланс интересов, который позволяет удерживать общество от национального экстремизма и сепаратизма, кризисов и конфликтов. Мы не сомневались в том, что Вы хорошо понимаете особую тонкость, чувствительность и ранимость людей, а порой и целых народов в сфере национальных отношений. Важно это понимание довести до практической работы органов власти многонациональной страны. Именно в этом, возможно, и смысл написания и доведения до Вас данного Специального доклада Ассамблеи народов России.

Итоговые предложения

1. В общем контексте, реформирования Президентскими инициативами конструкции государственного устройства и государственного управления, уместно было бы существенным образом поднять значимость учета специфики федеративных и национальных отношений и мер их регулирования, что окажет прямое, непосредственное влияние на самочувствие народов в стране. Именно национальное самочувствие людей выступает своеобразным индикатором уровня принятия или неприятия регионами, народами осуществляемых государственных реформаторских мер в стране. Чем выше понимание их необходимости, тем комфортнее самочувствие народов, тем сплоченнее их единство, а значит стабильность общества, тем больше гарантий на успех. Отсюда вывод: если вопросы федеративных и национальных отношений станут приоритетными в деятельности Президента и Правительства Российской Федерации, всех органов власти и обществе в центре и на местах, тем больше шансов на успех предпринимаемых реформ.

2. Многонациональность для России - это исторически накопленный потенциал жизнеспособности и наций-этносов, и российского общества, и нации-государства, всего многонационального народа Российской Федерации. Надо перестать искать виртуальные схемы того, как пренебречь, национальностью и многонациональностью, принимая позу пренебрежения этими реальностями. Система федеративных и национальных отношений поддается регулированию, и она может развиваться в бесконфликтном режиме, если будут отработаны четкие механизмы учета ее многообразия наций, их сочетания и такими же с четкими организационно-кадровыми, культурно-информационными и финансовыми мерами обеспечения последовательной демократической национальной политики.

Требуют существенного обновления подходы к пониманию сущности и роли наций-этносов в обществе, в государстве и выстраивание на этой основе демократической модели межнациональных отношений и национальной политики. Нации-этносы и нация-государство - это два взаимосвязанных естественноисторических способа жизнедеятельности россиян как представителей определенной национальности, языка, культуры, так и гражданской, государственной общности. Гармоничное вплетение национальных и межнациональных процессов в единую систему общественных отношений в их индивидуальном и коллективном воспроизводстве, понимание того, что национальная политика является важнейшим направлением правовой и управленческой деятельности государства и общества по сохранению национальной самобытности каждого народа и формированию их общности в составе многонационального народа Российской Федерации.

Было бы целесообразно воссоздание Правительственной комиссии по реализации Концепции государственной национальной политики и периодическое заслушивание на ее заседаниях отчета министерств и ведомств, субъектов федерации, органов местного самоуправления о работе по гармонизации межнациональных отношений с последующим докладом Президенту и Председателю Правительства.

3. Осуществляемые Президентом меры по совершенствованию государственного устройства и государственного управления - это грандиозный по глубине и значимости перелом в сознании регионов и народов. Переход от сложившегося лоскутно-феодального федерализма, когда субъекты оказались в состоянии достаточно контрпродуктивной разноудаленности от федерального Центра, когда одни как бы "замерли" в ожидании на "разлете" центробежности, а другие находятся в состоянии усиливающейся потребности центростремительности - это очень болезненный процесс. Нельзя думать, что этот перелом будет парадным шествием легионов реформаторов под командованием генералов. Это слишком сложный и серьезный процесс. Здесь неизбежны закономерное недопонимание, возражения, протесты. И надо отладить кадровый и управленческий потенциал, чтобы эволюционным путем, профессионально и мудро находить возможности для осуществления на практике идей Президента и законов Российской Федерации.

Для этого необходима разработка всесторонне обдуманной системы гармоничного вплетения этнонациональных и федеративных процессов в единую систему новых общественных отношений в их индивидуальном и коллективном воспроизводстве, понимания, что национальная политика и федеративные отношения являются важнейшими направлениями правовой и управленческой деятельности государства и общества по сохранению национальной самобытности каждого народа, укреплению единства многонационального народа Российской Федерации, общероссийской, федеративной культуры и психологии. Это громадная и архиважная работа.

В этой работе совершенно невостребованными оказываются возможности Ассамблеи народов России, ее отделений на местах, а также подобных институтов гражданского общества. В совокупности они могли бы стать главным стратегическим резервом Президента страны именно сейчас, когда осуществляется перестройка всей управленческой системы сложнейших по своей сути сфер федеративных и национальных отношений. Ассамблея народов России намерена выступать как фактор воспроизводства активной и конструктивной энергии каждого народа, собирания российских народов и земель в единое государство. Важно внимательно изучить предложения активистов Ассамблеи.

4. Необходимо принципиальное изменение подходов к взаимодействию между федеральными министерствами и ведомствами, повышение их ответственности за разработку и реализацию конкретных программ федеративной и национальной политики, межнационального и межрегионального сотрудничества. Следует решительно пересмотреть статус и функциональную содержательность координирующей, экспертно-управленческой роли Миннаца. Превентивность, профилактика, упреждение должны стать осью всей деятельности Миннаца. Социальная хирургия - это преимущественно метод силовых ведомств. Для Миннаца должен быть органически свойственен метод социальной, духовно-нравственной терапии.

5. Нужно более последовательно и активно осуществлять мероприятия по созданию общефедерального информационного пространства, с учетом многонациональности российского народа. Настоятельно необходима информация, защищающая интересы личности, всех национальностей общегосударственные интересы, разъясняющая конструктивные пути осуществления реформ по совершенствованию федеративных и национальных отношений.

Никто не может ставить под сомнение свободу слова. Это важный способ раскрытия национальной энергии масс. Важно, чтобы свобода слова была способна направить эту энергию в созидательное русло, возбуждала "добрую память", а не воспитывала из россиян "иванов, не помнящих родства". Идет, как говорят, настоящая психологическая "война" за духовное самочувствие россиян.

Не надо запугивать друг друга, но надо помнить, что наша страна, самосознание народов, находящихся в переходном состоянии, действительно подвержены воздействию со всех сторон и находятся под тотальным информационным ударом. Идет массированное внедрение в генофонд россиян чуждых нашему менталитету ценностей, культивирование насилия, экстремизма, разврата, эгоизма, безразличия к судьбе своей страны, своего народа. В государственных средствах массовой информации необходимо демонстрировать традиционные ценности достоинства человека, соборности нашего бытия, межнациональный диалог культур и традиций, а не культивировать ксенофобию. Искать врагов среди соотечественников по национальным и религиозным признакам - это путь саморазрушения личности, народа, государства.

6. Необходимо обратить самое серьезное внимание на профессиональную подготовку национальных кадров с общероссийским государственным самосознанием и менталитетом, кадров способных к работе в наиболее важных сферах государственной службы и общественно-политической деятельности. Думаю, что было бы уместным учреждение в Российской Академии государственной службы при Президенте специального факультета по подготовке кадров госслужащих для работы именно в сфере


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


100 ведущих политиков России в апреле 2024 года

100 ведущих политиков России в апреле 2024 года

Дмитрий Орлов

0
1358
Террористы делают ситуацию в Пакистане все более взрывоопасной

Террористы делают ситуацию в Пакистане все более взрывоопасной

Лариса Шашок

Исламистские группировки в стране наращивают активность и меняют тактику

0
1190
Современные драматурги собрались в Астрахани

Современные драматурги собрались в Астрахани

Вера Внукова

На ежегодной Лаборатории в театре "Диалектика" прочитали самые интересные пьесы участников конкурса "ЛитоДрама"

0
853
Виктор Добросоцкий: жизнь как театр

Виктор Добросоцкий: жизнь как театр

Корнелия Орлова

Творческий вечер писателя состоялся в Московском доме книги

0
1036

Другие новости