"АЛЕКСАНДР ЛУКАШЕНКО в последнее время выделил около 20 миллионов долларов США на закупку аппаратуры для прослушивания телефонных разговоров высшего руководства страны... С августа 1999 года служба охраны президента Белоруссии была увеличена в 200 раз". Об этих и других сведениях из жизни белорусского лидера поведал в интервью белорусской негосударственной газете "День" бывший управляющий делами президента Иван Титенков. При этом газета утверждает, что интервью он давал в "уютном российском провинциальном городке", только не уточняет - до или после появления сообщений в СМИ (см. "НГ" от 07.07.2001) о его отъезде в Германию, где он якобы попросил политическое убежище.
Бывший близкий друг президента, который возглавлял один из наиболее пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС Краснопольский район Могилевской области, затем работал в Могилевском обкоме партии, вошел в инициативную группу Александра Лукашенко в 1994 г. накануне первых президентских выборов. В то время они оба были депутатами Верховного Совета 12-го созыва, и Титенков на собственном "Мерседесе" возил кандидата на высший государственный пост по всей республике на встречи с избирателями. 16 июня 1994 г. их машину, в которой тогда находился и Виктор Шейман, назначенный недавно генеральным прокурором республики, обстреляли из проезжавшего мимо автомобиля. Криминалисты провели в этой связи массу экспериментов, и их ответ был однозначен: "Произвести обстрел автомобиля из салона обгонявшей автомашины при условиях, изложенных свидетелями Титенковым И.И. и Шейманом В.В., невозможно". Тем не менее в прессе этот факт получил огласку, а кандидат в президенты - сострадание народа, который уверовал, что будущего народного заступника пытаются убрать с пути сподвижники Вячеслава Кебича, который в то время возглавлял республиканское правительство и тоже боролся за президентский пост.
Уже далеко не все помнят, что теперешний "главный интегратор" в начале своей политической карьеры в политических воззрениях был крайне неразборчив. Сразу примкнул к Белорусскому народному фронту. Вместе с ними вносил в Овальный зал, где заседал Верховный Совет, только-только утвержденный в качестве государственного бело-красно-белый флаг. Очень дружил с Зеноном Позняком, лидером БНФ, ездил вместе с ним на митинги. Потом перешел в другую фракцию, потом сблизился с коммунистами...
Решающее значение в судьбе Александра Лукашенко, по мнению Ивана Титенкова, сыграло решение председателя Верховного Совета Белоруссии Станислава Шушкевича и главы правительства Вячеслава Кебича поручить ему заняться проблемой, на которой, по их замыслу, он должен был "сломать себе шею": борьбой с коррупцией. А эта борьба и оказалась тем "коньком", оседлав которого Александр Лукашенко въехал во власть.
В интервью Иван Титенков подтвердил причастность Александра Лукашенко к исчезновению известных в республике политиков, журналистов, бизнесменов. И сообщил, что бывшим руководителю КГБ Владимиру Мацкевичу и генеральному прокурору Олегу Божелко не хватило нескольких недель, чтобы завершить "дело об исчезновении". Если бы в Белоруссию дошел уже отправленный из Свердловска вагон с аппаратурой для поиска трупов в земле, многое бы прояснилось, утверждает автор интервью. Однако вновь назначенный генпрокурором Виктор Шейман дал срочную телеграмму, и вагон с полпути повернули обратно. Таким образом, белорусские следователи как бы отказались от помощи российских коллег, и тайна исчезновения известных в республике людей так и осталась нераскрытой.
Бывший управделами подтвердил, что деньги от продажи Турции и Ираку огромного количества оружия, оставленного в республике Советской армией, поступали в президентский фонд, а не в государственный бюджет. И расходовались они не под контролем государства, а под личным контролем самого Александра Лукашенко и его ближайшего соратника Виктора Шеймана, "С Шейманом они просто повязаны общими преступлениями, деньгами..." - заявляет Иван Титенков.
Обращает на себя внимание и следующий неожиданный пассаж Титенкова: "Если бы все мы просто работали сутками (автор имеет в виду Лукашенко и его команду. - И.Б.), результат был бы. А теперь я сомневаюсь, что Лукашенко даже в своем совхозе работал как следует. Правда, первое время какое-то рвение еще было... А потом почти все те 5 лет и 5 месяцев, которые я был рядом с ним, он работал в сутки не более трех-четырех часов. Он приезжает - первым делом выслушивает службу безопасности, потом встречается с прессой. Вызывает кого-то с отчетом для галочки - все, на этом его работа кончается примерно в два часа дня. Потом в Дрозды... (президентская резиденция под Минском. - И.Б.) А там теннис, хоккей... Как можно работать, когда через день - хоккей в пять часов и через день - теннис? И вот что получается: сам толком не работает, инициативу проявлять не позволяет - все боятся, что за инициативу можно пострадать..."
После знакомства с интервью возникает вопрос: для чего Иван Титенков согласился накануне выборов рассказать о таких подробностях из жизни своего недавнего шефа? Явно предвидя этот вопрос, он сам и ответил на него: "Единственное, чего хочу - чтобы в Белоруссии прошли демократические выборы. Народ должен спокойно разобраться и выбрать человека, который действительно принесет пользу. И если семь лет президентства Лукашенко отбросили нас назад на 15-20 лет, то следующие пять лет его руководства поставят страну на колени".
Главный редактор газеты "День" Александр Томкович узнал, что тираж номера, в котором было помещено цитируемое интервью бывшего управляющего делами главы государства, не напечатан государственной типографией "Белорусский Дом печати" утром в субботу, когда издание должно было появиться на прилавках киосков "Белпочты". В типографии, куда он срочно прибыл, ему предъявили формальные претензии: не было заранее оговорено, что этот номер газеты выйдет повышенным тиражом в 50 тысяч экземпляров. А в кулуарах намекнули, что главная причина невыхода - интервью Ивана Титенкова. После продолжительных переговоров типография вроде бы согласилась напечатать очередной номер газеты тиражом в 8 тысяч экземпляров. Конечно, для республики это ничтожно мало.
Минск