0
4728
Газета Кино Печатная версия

31.01.2019 18:57:00

В стиле "демонический хохот"

В прокат выходит кино про русского, но уже не мелкого беса

Тэги: кино, русский бес, григорий константинопольский, кинокритика


кино, русский бес, григорий константинопольский, кинокритика Иван Макаревич, сыгравший Святослава, чрезвычайно доволен этой работой. Кадр из фильма

Фильм Григория Константинопольского «Русский Бес» получил летом на «Кинотавре» приз за лучшую режиссуру (интервью с режиссером читайте в «НГ» от 29.01.19) Премьера состоялась в «Октябре» в прошедший вторник, а вчера фильм вышел в прокат на большом – под 200 – количестве площадок.

Уж не знаю, что меня поразило больше – сама эта стебно-феерическая лента со звездами первой величины в эпизодах или ее ничтожный бюджет в 7,5 млн руб. Прямо не верится, что за эти медные для кинопроизводства гроши возможно снять такой в прямом смысле слова яркий и красочный фильм! Похоже, в данном случае стоит говорить об особом продюсерском (режиссерском) таланте…

Я, конечно, знаю, что Гриша Константинопольский, как его называют в сообществе, – это особость, непохожесть и всегда неожиданность. Но и в очередной раз почти попалась.

...Первая мизансцена. Сидят двое у камина, звучит закадровый голос молодого героя Святослава (Иван Макаревич), посредством чего мы узнаем – посватался к банкирской дочке, вот прямо сейчас просит денег у папеньки (Виталий Кищенко) на открытие собственного бизнеса (ресторана): не ходить же по-прежнему в дизайнерах, надо соответствовать. Деньги – получает.

Узнаваемо. Типично. Настраиваемся на предполагаемое развитие событий. И петтинг в машине – узнаваемо и типично. (Герои условились о сексе только после ЗАГСа – как выверт и изюминка эдакое бывает.)

Следующий кадр - стоят эти два зайчика, жених Свят и невеста Ася (Любовь Аксенова), такие скромные, достойные, она в платочке и нелепом платье, скрывающем все, что только возможно, он в галстуке. Стоят в первом ряду и всем существом своим внемлют церковной проповеди. Которую душевно и мастерски глаголит пастве батюшка (лучшая роль Александра Стриженова! Какой очаровательный образ! Кстати, глаголит он абсолютные истины и находит для этого правильные слова, воистину заслушаешься).

Из храма герой выходит окрыленным. Когда же примется вещать в баре друзьям: «Ответственность за близких и отечество – вот какие качества мы должны воспитывать в нашей молодежи! И патриотизм!» – близсидящий друг (Михаил Ефремов) уставится на него с недоумевающим укором и полным непониманием.

И вот отсюда ты включаешься по-настоящему. Герой внезапно поглупел? Любовно-бытовая история переходит в пародию?

Но нет. Вот оно, помещение для будущего ресторана, вот она, нежная вымогательница (Юлия Ауг) – проверяющая чиновница. Дело кончается худо – в неравной физической борьбе герой чиновницу придушивает. Поворот к детективу?

Но нет. Внутренний голос героя неоднократно рассказывал, что его обладателя мучат видения – а вот пошли и сами они, грешные, с вызывающего вида девицами (сцена сделана блестяще – герой выходит из кафе «подышать», ему вслед устремляется одна, другая, третья, и вот уже в «Музеоне» за большой каменюкой он занимается сексом сразу с пятью). Или и не видения это вовсе? Уж больно реально представлены… А что, герой у нас, может, – нимфоман? Ладно, глюки от воздержания, принято.

А дальше начинается такое – триллер и черная комедия, да с постоянным возвратом к любовной истории – то, что сам режиссер назвал «фантастическим реализмом». Молодой герой самого клерковского вида оказывается не самим собой, а всего лишь альтер-эго немолодого демонического вида бородача (Григорий Константинопольский). А у того оказывается самоубившаяся когда-то жена (Ксения Раппопорт), ныне вступившая в близкие отношения с младшей из этих двух ипостасей, Святом. Который абсолютно вне логики вдруг принимается носиться за ней с дровосекским топором – и таки зарубает. Со звуком и цветом.

Как, впрочем, убивает и много кого еще. В промежутках иногда выкрикивая что-нибудь вроде: «Пускай сдохнет каждый клеветник, очерняющий Россию!» Кровищи – как в тарантиновском «Убить Билла», и та же эстетика. К примеру, один из кадров выглядит так: изящная женская кисть с прекрасно сделанным маникюром торчит из большой суповой кастрюли.

Да, чтоб не отходить от темы: старшую ипостась – Константинопольского – еще немножко понаставляет мертвая, но заботливая жена-Раппопорт: «Ну что же ты… В 47 лет ничего не достиг. Главное – успех, деньги; запомни - ни стыда, ни раскаяния». Здесь у нас, никак, переход к притче? В стиле «демонический хохот».

Даже удивительно, как в такой динамичный и драйвовый фильм удалось впихнуть столько типажей – управляющий банком (Максим Виторган), сутенерша уличных проституток (Елена Коренева), среди коих – артистки Мария Шалаева, Алиса Хазанова и Мария Цигаль, следователь-оборотень (Тимофей Трибунцев). И столько событий – опять-таки кровавый захват папенькина банка, изнасилование маменьки (Виктория Исакова) и пользование ею некоторое время, – к концу же и того более: превращение и маменьки, и дочки в механических кукол, у которых валятся изо ртов болты и гайки.

Ну ладно, но отчего бес-то русский? От некоторого количества времени, отпущенного в картине батюшке, от имени «Святослав», от беспредельщины при целевых, так сказать, лозунгах с места действия – современной Москвы?.. Русский, но уж теперь точно не мелкий: подрос со времен Серебряного-то века…

Собственно, у меня к Грише Константинопольскому единственный вопрос: не страшно было сниматься в одном кадре с Ксенией Раппопорт, по мнению многих, лучшей актрисой современности? Великолепной самонадеянности – всегда браво, однако вот же какая незадача – хороший режиссер редко бывает хорошим актером… А в общем, кино это – весьма талантливый приговор современности.  


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Любовь в немыслимых условиях

Любовь в немыслимых условиях

Евгений Буев

Биография Василия Шукшина, наговоренная двумя мудрецами

0
2186
Сестер-актрис занесло на "Остров пропавших девчонок"

Сестер-актрис занесло на "Остров пропавших девчонок"

Наталия Григорьева

Мама и папа – режиссеры – сняли дочерей в кино про сирот, которых уносит в открытое море

0
5384
Трио детдомовских из 90-х, больничные клоуны и Тарантино по-якутски

Трио детдомовских из 90-х, больничные клоуны и Тарантино по-якутски

Вера Цветкова

В столице РФ начинается  международный фестиваль короткого метра Short Film Days

0
7890
За ширмой фантастики

За ширмой фантастики

Анна Дербенева

Союз литераторов РФ запустил масштабный научно-популярный проект

0
2849

Другие новости