0
149
Газета ЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА Печатная версия

02.12.2024 19:09:00

Он привнес в фантастику человечность

Кир Булычёв исправленный и дополненный к 90-летию со дня рождения

Тэги: кир булычев, фантастика, история, мультфильмы, тайна третьей планеты


кир булычев, фантастика, история, мультфильмы, тайна третьей планеты Кир Булычев на закладке Аллеи им. Алисы Селезневой в парке «Дружба» возле метро «Речной вокзал» в 2002 году. Фото Игоря Борисенко

18 октября исполнилось 90 лет со дня рождения ученого и писателя Игоря Можейко, известного, кроме всего прочего, под псевдонимом Кир Булычёв. Собственно, весь этот год, да и прошедший, были юбилейными, прошли под знаком КБ. Одним из самых заметных событий в кинематографе этого года стал фильм «Сто лет тому вперед» по одноименному роману Булычёва о приключениях девочки из будущего Алисы Селезневой. И хоть тем, кто читал книгу и видел ее первую экранизацию – мини-сериал «Гостья из будущего», – хотелось вслед за Андреем Державиным спеть «Не плачь, Алиса, ты стала взрослой…», так как авторы нового фильма прибавили героине года 3–4, сделав из девочки девушку, в картине было много интересных находок и вообще хорошего… В прошлом году в кинопрокат вышел фильм «Хронос», в котором объединили экранизации трех рассказов этого писателя, а на интернет-платформах стал доступен сериал «Очевидное невероятное», в основу которого лег цикл произведений о городе Великий Гусляр его же.

Вышел и ряд неожиданных книг. На весенней книжной ярмарке non/fiction прошла презентация трех более чем 800-страничных томов-омнибусов из цикла «Приключения Алисы». Поначалу планировалась одна книга – с самыми известными повестями «Приключения Алисы», «День рождения Алисы», «Сто лет тому вперед». Однако стараниями библиографа и исследователя творчества Булычёва Михаила Манакова вышли три со всеми самыми любимыми читателями произведениями. Наиболее интересна в этом издании повесть «Пленники астероида» – эта версия текста практически неизвестна массовому читателю.

История создания этого произведения сама похожа на роман. В начале 1981 года на киностудии «Союзмультфильм» заканчивалась работа над большим проектом – полнометражным фантастическим мультфильмом «Тайна тре­тьей планеты» по сценарию, в основу которого легла повесть Булычёва «Путеше­ствие Алисы». Параллельно на студии развивался другой глобальный проект, след которого в 2013 году об­наружил в архивах «Союзмультфильма» исследователь со­ветской мультипликации Георгий Бородин. «Начало переговоров о советско-японской мультипли­кационной постановке относится, видимо, к 1979 году, – рассказывает он. – Во всяком случае, в марте 1980-го уже была выбрана тема – вольная экранизация романа Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан». Уже в апреле 1981 года Кир Булычёв предложил студии сценарную заявку, она сначала была одобрена, но потом отвергнута. Кир Булычёв не стал автором советского аниме, но продолжал работу над сюжетом. В архивах «Союзмультфильма» сохранилось еще одно либретто мультфильма – уже космический вариант «Пятнадцатилетнего капитана». Но и эта картина не была снята. Зато история легла в основу повести «Ловушка», которая пе­чаталась в газете «Пионерская правда» в соавторстве с ее читателями – на готовый сюжет писатель «нанизывал» наиболее интересные эпизоды из предлагаемых читателями. В книгах произведение не выходило. «Пленники астероида» – это переработанный вариант повести «Ловушка», – рассказал составитель трехтомника (и еще множества посмертных книг Булычёва) Манаков. – В 1989 году повесть была автором существенно переработана и дополнена несколькими главами, а один из героев произведения получил новое имя: робот Посейдон стал Поликарпом. Этот вариант повести при жизни Булычёва был опубликован лишь однажды – в 1991 году в Беларуси. Затем об измененном варианте было забыто, в том числе и самим автором, и «Пленники астероида» всегда выходили в первой редакции. В настоящем издании приводится второй, более поздний, исправленный и дополненный авторский вариант, практически незнакомый широкому кругу читателей».

Этот трехтомник – для широкого круга… А Манаков тем временем аккурат к юбилею представил книгу из цикла «Для узкого круга». В ней библиограф выпускает произведения Булычёва-Можейко – либо совсем неизвестные, либо в редких малоизвестных редакциях.

Книга «1185 год. Восток – Запад» также с богатой историей. Она подписала настоящим именем автора – Игорь Можейко. Научно-популярная работа по истории Евразии. Именно так. Однажды историк заметил, что его предмет в основном изучают, по его меткому выражению, «как речки»: история России, история Китая, история Японии, история Англии, история Германии, история Востока… А между тем все эти страны и регионы были связаны множеством «ниточек». Взяв за отправную точку 1185 год, в котором произошли события, описанные в «Слове о полку Игореве», автор заметил, что одновременно жили князь Игорь и Владимир Галицкий, Шота Руставели и Низами, Ричард Львиное Сердце и Фридрих Барбаросса, Чингисхан и грузинская царица Тамара… «Автор нашел прием, – пояснил Манаков, – позволивший ему увязать события в разных странах – от Тихого до Атлантического океана: он как бы движется по Великому шелковому пути и показывает читателю жизнь людей и целых народов, которые, может быть, не знали о существовании друг друга, но тем не менее были тесно взаимосвязаны невидимой нитью торговых и культурных контактов». Впервые вышедшая в 1989 году, работа неоднократно дополнялась, перерабатывалась и редактировалась, то разворачивалась до двухтомника, то вновь сворачивалась до более краткого варианта. К юбилею автора Манаков по разным печатным и рукописным источникам собрал самую полную версию. Да еще и дополнил ее очерками, печатавшимися отдельно, но концептуально связанными с ней.

Хочется еще сказать, что в 2022 году Манаков таким же образом поступил с циклом исторических очерков Игоря Можейко «Тайны истории». В дополнение к «каноническому» составу из восьми книг, выходивших ранее под этим названием, в два толстенных тома вошло около 20 вариантов статей из газеты «Пионерская правда», серьезно отличающихся от известных книжных версий, а также 25 статей с оригинальными сюжетами (как из «Пионерки», так и из других изданий). Одна из статей, недавно найденная в архиве Булычёва, была опубликована впервые.

«Основной объем подготовительных работ составила, как ни странно, ретушь иллюстраций, – рассказал Манаков. – Для первого тома потребовалось обработать почти 300 черно-белых рисунков Киры Сошинской. Для второго тома – примерно столько же: Сошинской и Константина Тадорашко. Все рисунки были просканированы с оригиналов, бережно хранившихся в архивах художников».

В чем же секрет популярности Кира Булычёва? Почему к его творчеству – и художественному, и научному – снова и снова обращаются издатели и кинематографисты? Он привнес в русскую фантастику ХХ века человечность. Однажды я его спросил, как так вышло, что в его произведениях женских персонажей больше, чем у кого бы то ни было, и все они такие яркие. «Фантастика – это все-таки паралитература и в наших условиях до «большой литературы» немного не дотягивает, – сказал он. – Реалистическая литература занята выяснением отношений между людьми, а люди – это обязательно или мужчины, или женщины. А в фантастической литературе этот принцип художественной литературы часто забывается. Идет подмена отношений: на место отношений между мужчиной и женщиной ставятся отношения другого рода – между человеком и обществом, человеком и техникой, человеком и наукой, человеком и машиной и так далее... И выходит, что машина, наука и другие подобные штуки начинают служить заменителем женщин... Что мне кажется определенного рода извращением».

Кир Булычёв всегда был за традиционные ценности… Поэтому его сюжеты будут интересны во все времена.


Читайте также


Поселение рыбаков, задорный балтийский ветер и немного оперы

Поселение рыбаков, задорный балтийский ветер и немного оперы

Александр Матусевич

О культурном ландшафте самого западного российского мегаполиса

0
1253
Союз нерушимый – известный и неизвестный

Союз нерушимый – известный и неизвестный

Ольга Шатохина

Масло без маргарина, рыба из морей и рек, кино, разводы и диссиденты

0
599
У нас

У нас

«НГ-EL»

0
1949
О необходимости реформировать Совбез ООН

О необходимости реформировать Совбез ООН

Некоторые институты несовершенны, но лучше них пока ничего не придумали

0
4107

Другие новости