На разрыв души и рубахи. Фото Екатерины Богдановой
О господи, как же не хочется больше писать некрологи! И как же все-таки приятно поздравлять своих товарищей и коллег с круглыми датами. Что называется – всегда бы так. По 50 мы все уже отметили. Значит, надо сначала отметить по 100, потом по 150, а там видно будет. Но начнем со стихов. Текст Всеволода Емелина называется «Февраль 2024-го года».
Едва год 24-й
Ствол приставил в упор
А вокруг уже столько мертвых
Перебор.
Как же достал снег,
Вот это вот все, вот это
Но только берет разбег
Веселая эстафета.
И каждый из нас стал тих
В ожидании того порога
Когда мертвые перевесят живых
На весах всемогущего Бога.
Кто виноват, сержант,
Что ты упакован в мебель?
Иммануил Кант?
Или Георг Вильгельм Гегель?
(…)
Мы жадно пили нефть
Жирную из горлА
Мы громко звали смерть
И вот она пришла.
Сколько еще народа
На этой земле, не счесть
У 24-го года
Поле для жатвы есть.
Увы, прав поэт. Очень грустно все это, но ничего не попишешь. Все перечислять не будем, да всех и не перечислишь. Каждый сам для себя решает, какая потеря наиболее важна, наиболее трагична. Единственная, кого все-таки назовем – это поэтесса, наша коллега Елена Семенова. До сих пор не верится, что ее больше нет с нами.
Она вместе с Борисом Кутенковым и Николаем Милешкиным занималась проектом «Они ушли. Они остались». И теперь уже она сама – ушла из жизни. Но осталась стихами. Останется и память о ней.
Да, поэту, наверное, легче запомниться. Легче и проще сохранить о себе память. И это то, что успокаивает, но хоть как-то примиряет с потерей.
Всеволод Емелин не только наш близкий товарищ, но и вызывающий уважение и радость современник, поэт. Радость доставляет и творчество его, и сам он. Потому что жизнь поэта – это тоже творчество. Тоже стихотворение. И относиться к жизни поэта тоже, наверное, надо как к стихам. Мы уже писали про Емелина, надеемся, напишем еще, и не раз.
Как писал, кажется, Александр Межиров:
Все то, что Гёте петь любовь заставило
На рубеже восьмидесяти лет, –
Как исключенье, подтверждает правило, –
А правила без исключенья нет.
А правило – оно бесповоротно,
Всем смертным надлежит его блюсти:
До тридцати – поэтом быть почетно,
И срам кромешный – после тридцати.
Может, и срам. Хотя нам почему-то кажется, что поэту – если это настоящий, талантливый поэт – всегда меньше тридцати. В любом возрасте. Поэт, даже умудренный и убеленный – это все равно ребенок. В крайнем случае подросток. Все-таки поэты пишут и на «взрослые» темы, а значит, несмотря на вечную юность и молодость, они не совсем дети.
Емелин пугает. Его не все любят. Его и цитировать трудно, он не стесняется в выражениях.
Напрасно щуритесь, уроды,
В мой темный вглядываясь лик.
Я сын глубинного народа
И этим истинно велик.
Стою пред вечною вселенной
С гармонией небесных сфер.
Весь в наготе своей смиренной
Глубокий предпенсионер.
Вот глобалист – он крайне мелок
Он предсказуем как сапог
Объект спекулятивных сделок,
А я чудовищно глубок.
(…)
Гостей сзывайте на поминки
Кутью готовьте и блины
Вы думали, я из глубинки,
А я из самой глубины
Это стихотворение написано несколько лет тому назад. Когда Всеволод Емелин действительно был еще предпенсионером. Что ж, порадуемся за поэта – он уже не предпенсионер. И он действительно не из глубинки, он москвич. Но поездил по стране. Окончил Московский институт геодезии, аэрофотосъемки и картографии. Работал по специальности. И не только по специальности.
Автор книжек, лауреат премий, в том числе и премии «НГ» – «Нонконформизм». Входил в товарищество мастеров искусств «Осумасшедшевшие безумцы», организованное поэтом Мирославом Немировым (1961–2016).
По мнению поэтессы и филолога Евгении Вежлян, Емелин «тонкий стилизатор и знаток поэзии, играет роль простого рабочего, пишущего понятные народу стихи». Или это такая маска? Трудно сказать. Потому что любая маска – она тоже не на пустом месте берется. И стихи Емелина можно воспринимать «в лоб», как тексты парня с рабочей окраины. А можно – как стихи «тонкого стилизатора и знатока поэзии». Наверное, лучше согласиться с Евгенией Вежлян. Она не только поэт и филолог, она еще и вдумчивый читатель.
О Емелине пишут не так чтобы совсем мало, но, как нам кажется, недостаточно много. Он действительно очень сильный поэт в своем поколении. Однако далеко не все его хотят видеть в этом качестве и в этом звании.
Мы назвали Емелина трибуном, в наше время не так-то просто быть трибуном. Впрочем, быть трибуном, похоже, в любое время непросто.