Авторы этой статьи, как их увидел художник. Иллюстрация из книги «Женя Лесин передает свои знания, а Витя Гоппе делает рисунки для поэтического комикса «Встреча» |
В Музее-квартире Алексея Н. Толстого прошло мероприятие с интригующим названием «День одного странного издателя». Этот вечер был посвящен 60-летию художника книги, скульптора, дизайнера, издателя, лауреата премии «НГ» «Нонконформизм» Виктора Гоппе. Те, кто знаком с Виктором Гоппе, конечно, понимают, почему издатель «странный». Даже если не затрагивать его замечательные работы, бросается в глаза мегамаргинальная позиция художника, который, как кошка, «гуляет сам по себе», то есть выполняет иллюстрации, делает литографии и книги сам, не привлекая помощников: единственный и главный его сотрудник – автор текста.
В вечере приняли участие (кто лично и очно, кто мысленно и удаленно) писатели и поэты, которые в разное время были «окнижены» Виктором Гоппе. Это Светлана Василенко, Дмитрий Воденников, Данила Давыдов, Татьяна Данильянц, Всеволод Емелин, Андрей Коровин, Александр Курбатов, Света Литвак, Мария Мельникова, Лев Рубинштейн, Данил Файзов, Юрий Цветков, Наталия Черных и, разумеется, мы, авторы этой статьи. На мероприятии были представлены авторские книги, выпущенные Виктором Гоппе, полная библиография издательства, которое называется скромно и неожиданно: «Издательство Виктора Гоппе». Художник рассказал об истории создания этих книг, об авторах многих из них. Поэты, чьи книжки он издал и оформил, читали стихи. Велимир Хлебников, Осип Мандельштам, Геннадий Айги, Алексей Кручёных, Генрих Сапгир, Игорь Холин и другие классики, чьи книги выпустил Гоппе, присутствовали незримо, но ощутимо и весомо.
Стоит, впрочем, отметить, что художник любит работать с живыми авторами, тексты которых актуальны, работают «на злобу дня».
Гоппе – авангардист и футурист. Его жанр – «книга художника». Его авторы – тоже по большей части авангардисты, футуристы, поэты нелегкой судьбы. Гоппе оригинален, ярок, его проекты всегда неожиданны и непредсказуемы и даже шокирующи. Его стиль – эпатажный, гротескный, порой насыщенный довольно злой сатирой с известной долей абсурда и какой-то сновидческой гофманской мистики – легко узнаваем. Если обратиться к фактам биографии, то узнаем, что до серьезного увлечения «книгой художника» Гоппе оформил интерьеры нескольких зданий Кинешмы (родной город художника). «Книгой художника» он занимается с 1989 года.
Виктор Гоппе на церемонии вручения премии «Нонконформизм-2018».Фото Максима Кузнецова |
Как уже сказано, художник сотрудничал со многими легендарными авторами (помимо уже упомянутых можно назвать поэта, культуртрегера Руслана Элинина, поэта, философа Константина Кедрова, поэта Игоря Иртеньева). С конца 90-х Гоппе участвовал почти во всех групповых выставках книги художника, а в 1997 году выставлялся в Париже в галерее крупнейшего специалиста в жанре livre d’artiste Люка Моно. Премию «Нонконформизм» (это было в 2018 году) он получил с формулировкой: «За отношение к книге как произведению искусства». Это очень правильное отношение к книге. Гоппе, впрочем, и к жизни, и к людям, и вообще ко всему, что вокруг, относится так же – как к произведению искусства. И это тоже более чем правильно. Потому что все вокруг такое хрупкое, ткни – оно и развалится. А его беречь надо. Холить, разукрашивать и издавать.
На переднем плане – бутылка водки «Литературная» (автор дизайна этикетки Виктор Гоппе) и кружка, посвященная участникам товарищества мастеров искусств «Осумасшедшевшие безумцы» (надпись: «В. Емелин, Осумбез»), изготовленная Гоппе. Фото Евгения Лесина |
Вот много сейчас говорят о будущем бумажной книги… Да пока есть такие мастера, как Виктор Гоппе, бумажная книга будет процветать и развиваться!