0
19777
Газета ЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА Печатная версия

10.12.2021 00:01:00

Коротышки в мире чистогана

Что может сделать лунный свет

Тэги: носов, литература, незнайка, незнайка на луне, экономика, политика, общество, философия, история


носов, литература, незнайка, незнайка на луне, экономика, политика, общество, философия, история Лунное государство в буквальном смысле полицейское. Кадр из мультфильма «Незнайка на Луне». 1997

Конфликт каждого из романов знаменитой трилогии Николая Носова построен на том, что герои попадают в иную общественную формацию, испытывая культурный шок. В первом романе это воплощенный феминизм; во втором – коммунизм; в третьем – капитализм. «Незнайка на Луне» – пророческая книжка: Носов предсказал главные особенности строя постсоветской России. Всеобщая коррупция и нещадная эксплуатация коротышки коротышкою. Классические кризисы и рейдерские наезды. Наглый рэкет и оголтелый пиар. Распилы, откаты и заносы. По наблюдениям разных авторов, в романе также разъясняется, что такое картели и тресты, синдикаты и монополии, недобросовестная конкуренция и преднамеренное банкротство, продакт-плейсмент и скрытые платежи… В общем, прекрасный комментарий к «Капиталу» Маркса.

Не для денег родившийся

Лунным государством правит олигархическая верхушка без посредничества каких-либо демократических институтов, хотя бы декоративных. Когда возникает угроза инопланетного вторжения, лунные магнаты собирают Большой Бредлам (гибрид русского «бред» и английского «бедлам»). Здесь отдаются приказания полиции: армии, за неимением иностранных соседей, в лунном государстве нет. Олигархи носят квазианглосаксонские имена (Скрягинс, Спрутс, Крабс, Гадинг, Жадинг, Скуперфильд). Полицейские – псевдозападнославянские (Ржигль, Вшигль, Мшигль). Мелкие аферисты – прозвания Мига и Жулио, которые можно читать и на восточный, и на западный манер. Зато простые труженики носят простые прозвища – Козлик, Седенький, Колосок. Так предсказана эпоха, когда имена будут заменены погонялами и погремухами, выражающими принадлежность к определенной социальной страте.

Лунное государство в буквальном смысле полицейское: простые коротышки сталкиваются с властью исключительно в образе полиции. С Незнайкой это происходит в первый же день пребывания в новом мире (почти по Хлебникову: «Участок – великая вещь. Это место свидания меня и государства»). Причем полисмен еще до установления личности Незнайки начинает вымогать у него взятку, обещая полное освобождение. Но еще до попадания в каталажку Незнайка испытывает шок от первого знакомства с товарно-денежными отношениями. Диалог с официантом в кафе, где он пообедал и собирался преспокойно уйти, нельзя не процитировать:

«– Вы забыли, дорогой друг, о деньгах.

– О чем?

– О деньгах, дорогой друг, о деньгах!

– О каких, дорогой друг, деньгах?

– Ну, вы же должны, дорогой друг, заплатить деньги.

– Деньги? А что это такое, дорогой друг? Я, как бы это сказать, впервые слышу такое слово.

– Ах вот что! Впервые слышишь такое слово! Ну, это тебе не пройдет так!»

Интересно, что, даже свергнув власть богачей, лунные коротышки не отказываются от денежного обращения в одночасье. Объясняется это, по-видимому, тезисом о том, что к коммунизму нельзя перейти, минуя стадию социализма. Религии на Луне не существует, но распространены предрассудки и суеверия. Например, фобия числа 13. Или боязнь появиться в обществе без головного убора и обуви. Нарушение дресс-кода преследуется и административно: бродяг ссылают на Дурацкий остров и превращают в козлов и баранов. Биотехнологии тут самые незамысловатые: индустрия развлечений (фильмы ужасов, парковые аттракционы и эстрадные шоу) плюс кормежка на убой. В общем, курорт с тропическою флорой. Так-то что не жить. А вот поди ж ты: превращаются в быдло, и все тут. Не иначе как бездуховность проклятая виновата.

Научные основания

Действие романа происходит внутри полой Луны, в центре которой имеется ядро, окруженное атмосферою. Родоначальником теории полой Земли считается английский астроном Эдмонд Галлей: в 1692 году он высказал гипотезу, что Земля состоит из внешней оболочки, двух внутренних оболочек и внутреннего ядра. Первый роман о таком мироздании создал норвежец Людвиг Хольберг. Он назывался «Путешествие Нильса Клима в подземный мир» (1741). Студент из Бергена проваливается в пещеру и долетает до центра Земли, где находит солнечную систему в миниатюре. На каждой планете – своя утопия, одна нелепее другой. Роман Хольберга задал целую традицию. Среди его подражателей – англичане Роберт Пэлток («Жизнь и приключения Питера Уилкинса», 1751) и Эдвард Бульвер-Литтон («Грядущая раса», 1871), итальянец Джакомо Казанова («Икосамерон», 1788), американцы Берроуз, Лавкрафт и др. На той же линии и «Плутония» Обручева (1915). В Третьем рейхе поощрялось учение о полой Земле: поверхность нашей планеты не выпуклая, а вогнутая, мы живем не на наружной поверхности земного шара, а внутри него (ср. «Обитаемый остров» Стругацких). У Гашека в «Похождениях бравого солдата Швейка» упоминается теория, согласно которой «внутри земного шара имеется другой шар, значительно больше наружного».

Но вернемся к нашим баранам. На Луне построено индустриальное общество, науки достигли изрядного развития. Но летательных аппаратов у лунных коротышек нет, хотя уровень технологии создать их позволяет. Зато земные коротышки уже вступили в космическую эру. Большая экспедиция на Луну оказывается возможной благодаря открытым Знайкой свойствам лунного минерала лунита, уничтожающего гравитацию. Позднее коротышки открывают еще и антилунит, преодолевающий действие невесомости. Между делом в романе разъясняются космологические теории, восходящие к Иммануилу Канту и Леонарду Эйлеру, и ведутся геологические прения, напоминающие исторические споры нептунистов и плутонистов.

Лунный проект

В начале 1960-х, после первого спутника и полета Гагарина, казалось несомненным, что первым на Луне окажется СССР. И Незнайка как бы списан с первых советских космонавтов. Это «гений вестибулярного аппарата» (так называли Гагарина; Незнайка в романе «очень хорошо переносит невесомость»). Он наделен простодушным обаянием и агрессивностью пролетарско-гегемонистского толка. Руководят им склонность к авантюрам и русский авось.

Пончик, спутник Незнайки, попадает на Луну по недоразумению. Но, очутившись в незнакомой среде, быстро приспосабливается: открывает способ выварки соли из морской воды и становится хозяином собственной солеварни. На заре космонавтики никто не мог подумать, что первыми на Луне окажутся не обаятельные Незнайки, а оборотистые Пончики. Мало того: именно Пончик, по логике развития романного действия, оказывается солью земли, хотя бы и лунной (в романе внутреннее ядро Луны именуется Малой Землей).

Луна-кормилица

Очутившись в новом мире, Незнайка рассказывает своим случайным знакомым Козлику, Миге и Жулио, что на поверхности Луны осталась ракета, начиненная семенами земных агрикультур, которые куда больше и урожайней лунных. Мига и Жулио предлагают учредить акционерное Общество гигантских растений. Незнайка принимает этот проект всерьез, хотя с самого начала понятно, что это сущий мыльный пузырь. Сигналом к обвалу акций общества служит газетная заметка, в своем роде шедевр: «За последнее время читатели нашей газеты очень часто обращались к нам с просьбой рассказать о гигантских растениях. Но что можно рассказать об этих пресловутых растениях, о которых действительно можно теперь услышать множество толков и кривотолков? О них с уверенностью можно сказать только то, что сказать о них нечего, так как о них достоверно ничего не известно. Многие легковерные коротышки в своем легковерии доходят до того, что покупают акции этих легендарных растений. Мы вовсе не хотим бросить тень на Общество гигантских растений. Мы не хотим также сказать, что, приобретая акции, коротышки ничего не приобретают, так как, покупая акции, они получают надежду... А надежда, как известно, тоже чего-нибудь да стоит. Даром, как говорится, и болячка не сядет. За все надо платить денежки, а заплатив, можно и помечтать». Расторопные Мига и Жулио скрываются с деньгами, а простодушные Незнайка и Козлик остаются один на один с разъяренными акционерами и едва успевают сбежать по веревке через окно. Дальнейшее их поведение очень характерно. Во время экономического кризиса 2008 года разорившиеся американские страховщики устроили съезд в Калифорнии, причем на широкую ногу. Точно так же повели себя Незнайка и Козлик. На остаток денег они как следует пообедали, купили мороженого и газированной воды.

Мотив лунного плодородия и гигантских растений связан с древним представлением о том, что Луна влияет на царство флоры. Русские огородники до сих пор сверяются с лунным календарем.

«Старинная вера в то, что луна способствует росту растений, – пишет Карл Юнг, – привела алхимиков к курьезной идее, что луна сама является растением... Псевдо-Гален объясняет arbor philosophica [философское древо]: «Это некая трава или растение по имени Лунатика или Берисса, чьи корни из земных металлов и чьи цветы подобны цветам майорана; их тридцать, по числу дней луны, когда она прибывает и убывает».

Земля-матушка

Михаил Елизаров пишет: «В Цветочном и Солнечном городах нет смерти – она вынесена за скобки бытия... На Луне коротышки умирают от болезней, погибают насильственной смертью. Сам Незнайка, побыв год на Луне, заражается смертью (капиталистическим микробом)… Сцена возвращения тревожна. Незнайка несет на Землю ген смерти». Отчего же: на Земле Коротышек есть доктора и болезни, от которых пользуют медом или йодом. Известно и понятие смерти. В песне, сочиненной Цветиком, есть строки: «Но вот пришла лягушка, прожорливое брюшко, и съела кузнеца». Просто темы смерти, рождения и секса детская книжка по понятным причинам обходит стороной. Незнайка в конце романа страдает смертельной ностальгией по родной Земле: «Винтик и Шпунтик отпустили его. Незнайка сделал несколько неуверенных шагов, но тут же рухнул на колени и, упав лицом вниз, принялся целовать землю. Шляпа слетела с его головы. Из глаз покатились слезы. И он прошептал: «Земля моя, матушка! Никогда не забуду тебя!»... И Незнайке казалось, будто какое-то огромное-преогромное чувство переполняет его грудь... Он прижимался грудью к земле, словно к близкому, родному существу, и чувствовал, как силы снова возвращаются к нему и болезнь его пропадает сама собой».

Прямой предшественник Незнайки – Алеша Карамазов в главе «Брак в Кане Галилейской»: «Тишина земная как бы сливалась с небесною, тайна земная соприкасалась со звездною… Алеша стоял, смотрел и вдруг как подкошенный повергся на землю. Он не знал, для чего обнимал ее, он не давал себе отчета, почему ему так неудержимо хотелось целовать ее, целовать ее всю, но он целовал ее, плача, рыдая и обливаясь своими слезами, и исступленно клялся любить ее, любить во веки веков». Это пародия, но пародия серьезная: сцена Достоевского близка к трагедии, сцена Носова – к мелодраме. В основе обеих лежит древний языческий культ. В русской традиции, пишет Владимир Абашев, архаический культ матери сырой земли сливается с культом Богородицы. Хромоножка в «Бесах» Достоевского передает слова некой старицы: «Богородица – великая мать сыра земля есть, и великая в том для человека заключается радость». По Георгию Федотову, когда Русь приняла христианство, Богоматерь пришла на смену матери-земле. Уже в византийской традиции в образе Богородицы подчеркивалось материнство (в отличие от западной церкви, где делался акцент на девственности Марии). Обряд покаяния земле существовал еще в XIV веке у еретиков-стригольников и сохранился до XIX века в беспоповских старообрядческих согласиях.

Постскриптум

Впервые о пророчестве Носова я написал четверть века назад. С тех пор утверждение, что «Незнайка на Луне» – курс политэкономии для российских олигархов, стало общим местом. Существует даже апокриф, что новоизбранный президент Борис Ельцин при вступлении в должность в 1991 году должен был принести присягу, положив руку на Конституцию РСФСР. Но она была тонкой брошюрой: телекартинка выглядела неубедительно. Единственной толстой книгой поблизости оказалась «Незнайка на Луне», купленная телеоператором для своих детей. И Ельцин принес присягу на книге Носова. Оттого-то капитализм в России получился таким, каков он есть. Но даже независимо от профетического смысла этот роман – упоительное чтение. Коль мысли черные к тебе придут, откупори шампанского бутылку и перечти «Незнайку на Луне». 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


США и Британия опасаются, что американская военная база на атолле Диего-Гарсия достанется Китаю

США и Британия опасаются, что американская военная база на атолле Диего-Гарсия достанется Китаю

Владимир Скосырев

Спор о клочке суши в Индийском океане

0
1443
Социал-демократы в Румынии взяли реванш после провала на выборах президента

Социал-демократы в Румынии взяли реванш после провала на выборах президента

Екатерина Шумицкая 

Активизация праворадикального дискурса вряд ли приведет к изменению политики Бухареста

0
1552
Он привнес в фантастику человечность

Он привнес в фантастику человечность

Андрей Щербак-Жуков

Кир Булычёв исправленный и дополненный к 90-летию со дня рождения

0
1375
Спешит Онегин одеваться

Спешит Онегин одеваться

Максим Артемьев

Скрип сапог в русской литературе

0
649

Другие новости