0
26642
Газета ЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА Интернет-версия

19.12.2017 00:01:00

Красный смех

Тэги: россия, революция, октябрьская революция, бич


277-13-21.jpg
БИЧ 1917. События года в сатире современников. – М.: Бослен, 2017. – 232 с.

Как ни относись к событиям октября 1917 года, как ни именуй их – революцией, переворотом и т.д., но мимо их 100-летнего юбилея трудно пройти. Мы и не проходим.

Каким виделся октябрь 100-летней давности и вообще весь 1917 год современникам? Об этом – книга-альбом «Бич 1917». Точнее, антология еженедельного журнала «Бич», который издавался в Петрограде с августа 1916 до июня 1918-го. Поскольку еженедельник имел сатирико-юмористическую направленность, то и взгляд на события того переломного для России года был соответствующим: в журнале публиковались политические шаржи, карикатуры, пародии, фельетоны в стихах и прозе… Этакий «красный смех» революционной эпохи.

Возглавлял «Бич» с конца мая по ноябрь 1917 года (период наибольшего творческого расцвета издания) писатель, публицист, критик, драматург, сатирик Александр Амфитеатров. С журналом сотрудничали такие литераторы, как Федор Сологуб и Николай Агнивцев, Аркадий Бухов и Василий Князев (Седых) (автор песни «Никогда, никогда, никогда коммунары не будут рабами!»), художники Дени (псевдоним Виктора Денисова) и Василий Сварог (псевдоним Василия Корочкина) и другие.

Некто Чернов: – Благоволите получить и расписаться, херр Ленин… Тридцать сполна! 	Дени. Верная служба – честный счет.
Некто Чернов: – Благоволите получить и расписаться, херр Ленин… Тридцать сполна! Дени. Верная служба – честный счет.

Итак, над чем смеялись, язвили, потешались в 1917 году? Идея напомнить об этом современному читателю пришла почетному члену Российской академии художеств Вадиму Гусейнову (он же – составитель и дизайнер антологии). Как и другие сатирико-юмористические журналы (например, «Сатирикон»), «Бич» уделял главное внимание актуальным социально-политическим событиям и ключевым политическим фигурам.

В антологии представлена краткая историческая хронология (автор статей – доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института российской истории РАН Владимир Булдаков) с января по декабрь 1917-го, сопровождаемая публикациями из «Бича». «В 1917 году стремление к очищению мира от скверны прошлого породило святотатственную глумливость, – размышляет Булдаков в предисловии «Бич сатиры и революция». – Смеховая культура – это покушение на сакральность прошлого, его богов и идолов, царей и пророков, фарисеев и книжников. Но человек, потерявший чувство родины, лишается всяких культурных сдержек. И как вернуть ему его собственное прошлое – далеко не столь вдохновляющее, но зато подлинное? Вероятно, стоит попытаться разглядеть в гримасах ушедшей повседневности возвышающее нас «вдохновение истории».

Всякое общество нуждается в смехе, общественное напряжение соответственно отражается в смеховой культуре. Последняя призвана минимизировать социальные страхи, придать им качество обыденности. Сатира всегда играла в обществе своего рода «агрессивно-релаксирующую»  роль, вызывая эмоциональную разрядку, способную редуцировать пугающее до смешного. Вместе с тем сатира и юмор – показатели духовной энергетики общества, его способности адаптироваться к неожиданностям исторической судьбы.

Идет война, царь отрекается от трона, революции следуют одна за другой, рушится привычный мир? Улыбайтесь, господа, улыбайтесь! Злые сатирические языки (а также кисти и карандаши) не знали пощады. Это сейчас в глазах ярых противников фильма «Матильда» Николай II – святой и мученик, а тогда… Обложка одного из мартовских номеров «Бича» высмеивает отречение императора, там же – карикатуры по поводу ареста императрицы Александры Федоровны, Николая и их детей и отказа короля Георга V дать приют царской семье в Англии, шарж на «равноапостольного Григория» – Распутина… «Императорская» тема в журнале продолжалась и далее. Хотя, разумеется, доставалось и другим – героями шаржей и карикатур становились Александр Керенский, Михаил Терещенко, Матвей Скобелев и другие члены Временного правительства. Не были обойдены сатирическим вниманием анархист князь Петр Кропоткин, лидер эсеров Виктор Чернов и, разумеется, большевики – Ленин (на большинстве карикатур он имеет ярко выраженные монголоидные черты), Троцкий, Зиновьев (Ленину с Зиновьевым посвятили даже… икону)... В том числе Александра Коллонтай – одна из немногих женщин, удостоившихся персональной карикатуры. Художник Михаил Бобышов высмеял Александру Михайловну за то, что, будучи членом Исполкома Петроградского Совета и большевистским агитатором, она выглядела столь элегантно, что больше напоминала не пламенную большевичку, а великокняжескую особу.

Две модницы… Читатель!

угадай. –

За премию хвалебного 

«аминя» –

Которая из двух великая 

княгиня,

Которая – товарищ 

Коллонтай?

– гласила подпись.

– Пятнадцать рублей?! Мужчина, вы забываете, что мне еще подоходный налог платить надо…	 Василий Сварог. Формалистка. Иллюстрации из книги
– Пятнадцать рублей?! Мужчина, вы забываете, что мне еще подоходный налог платить надо… Василий Сварог. Формалистка. Иллюстрации из книги

Героинями «Бича» становились и «абстрактные» женщины: скажем, карикатура «Формалистка» объединяет две вечно актуальные темы – деньги и секс. Эта картинка связана с подоходным налогом, который должен был взиматься в России с 1917 года. «– Пятнадцать рублей?! Мужчина, вы забываете, что мне еще подоходный налог платить надо…» – возмущенно обращается некая дама полусвета к потенциальному клиенту.

Как уже говорилось выше, в «Биче» кроме «веселых картинок» печатались и тексты – и не только в виде сопроводительных подписей к карикатурам. Были и стихи, и прозаические миниатюры.

Его родили тьма и скрежет.

Собой он полнит круг земной,

И суетою душу тешит

России раненой, больной...

– так начиналось стихотворение «Духу дня сего» активно сотрудничавшего с журналом Владимира Кадашева – сына Александра Амфитеатрова. Или вот стихи Амфитеатрова-старшего «Авель и Каин (Ш. Бодлер)»:

Племя Авеля – дрыхни, пей, 

обжирайся:

Бог тебе улыбается с неба:

Племя Каина – в смрадной 

грязи пресмыкайся,

Умирая без хлеба...

Смешно? Да нисколько – скорее зловеще. Но, как подмечено в предисловии Гусейнова, такой «неактуальный юмор» воспроизводится в наши дни не для того, чтобы рассмешить читателя, а чтобы «погрузиться в ту среду, ощутить аромат того исчезнувшего времени».

Впрочем, кое-что из сатирических опусов того времени до сих пор может вызвать пусть не гомерический хохот, но хотя бы ухмылку:

Писатель, если только он

Есть нерв великого народа,

Не может быть не заключен,

По крайней мере, на три года.

Может быть, это четверостишие окажется актуальным и  100 лет спустя – в 2117-м – наряду с некоторыми сегодняшними шутками? Кто знает, кто знает… Выражение «поживем – увидим» в данном случае не про нас. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1659
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3602
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2656
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2164

Другие новости