0
5732
Газета ЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА Интернет-версия

17.06.2014 00:01:07

Я отправился посмотреть на погибающий авиапром, а увидел совсем не то

Тэги: авиация, армия, ввс, авиапром, оборона, промышленность, опк


авиация, армия, ввс, авиапром, оборона, промышленность, опк Очередной «Аллигатор» готов отправиться на службу в ВВС. Фото автора

О таком путешествии журналист может лишь мечтать: за три дня посетить несколько авиационных заводов. Сесть, как говорится, на хвост Главкому ВВС генерал-лейтенанту Виктору Бондареву, который перед новым 2014 годом решил лично принять несколько боевых машин в состав Военно-воздушных сил РФ. В хвост главкомовского Ту-154 я и попал. Всего в полет взяли пять журналистов.

Декабрь в Москве необычно мягкий, а в Новосибирске, где произошла первая посадка, было уже минус двадцать. С такими вот короткими посадками (в Чите – минус 29) мы летели навстречу ночи и завтрашнему дню аж до Владивостока, теряя счет часовым поясам.

Ну кто не знает, что оборонная промышленность у нас двадцать лет только разваливалась? Многие убеждены, что она развалена полностью. Кто-кто, а журналист, пишущий о проблемах «оборонки», знает это не понаслышке. У меня даже блог в ЖЖ называется «Как погибает оборонка». Правда, в последнее время что-то мало стало информации о фактах развала, коррупции, срывах оборонзаказа.

Через 12 с половиной часов разминаем ноги на аэродроме под Владивостоком. В Москве полпервого ночи, здесь – полдевятого утра. В девять должно светать. Буквально без пяти минут девять грузимся в два транспортных вертолета. Замечаю бортовую надпись «Ми-8АМТШ». Эту машину презентовали два года назад как новинку на авиасалоне МАКС-2011. Я же писал об этом. Но никак не думал, что она уже производится и поступила в войска.

Спрашиваю командира экипажа, давно ли у него этот вертолет. Второй год. И как? Нормально. Ну-ну…

«Вертушка» в конце декабря – летающий холодильник. Сразу по взлете в поясницу (сидим вдоль бортов) начинает дуть из круглых отверстий. Но струя воздуха теплая, а через несколько минут – почти горячая. Такие обогреватели почти за каждым сидением. Еще через пять минут все начинают снимать шапки и расстегивать куртки. Главное – ноги не мерзнут. На авиасалоне таких подробностей не узнать…

Садимся на аэродром вертолетостроительного ОАО «Прогресс» в Арсеньеве. Как же, как же – это тот самый завод, который так и не получил ни одного заказа на легендарную «Черную акулу» Ка-50. Мне казалось, что он уже обанкротился и вот-вот исчезнет. Помню, какие отчаянные коллективные письма адресовал правительству и Минобороны заводской пролетариат, простаивающий годами.

В просторном цехе нас ждали 12 новеньких Ка-52 «Аллигатор» со снятыми лопастями – подготовленные для транспортировки заказчику. А в соседнем цехе стоял первый образец Ка-62 – новинка, которой еще только предстоит «встать на крыло». Он еще без двигателя, но к концу 2014 года предполагаются первые испытательные полеты.

Боевой Ка-52 только минувшим летом представили мировому сообществу на авиасалоне в Ле Бурже. Хотя уже в 2011 году в ВВС России, оказывается, были поставлены 12 Ка-52, а общее количество построенных машин этого типа составило уже 65 единиц. Вот вам и завод-банкрот! Как говорится, без шума и пыли поточно производит самые современные ударные вертолеты. Правда, в ритмичный график поставок заводчане обещают войти лишь в новом году и не сдавать сразу по 12 машин, а равными партиями поквартально.

Возвращаемся во Владик – и сразу в Ту-154. Выруливаем на взлет. Закрываю глаза – бежим по полосе. Открываю – продолжаем бежать, но вдоль жилых кварталов. Значит, уже сели в Хабаровске. 7 утра по московскому времени. Как же хочется спать! Засыпаю еще на час полета…

Филиал ОАО «Компания «Сухой» «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина» – крупнейшее авиастроительное предприятие России по производству боевых самолетов. На стапелях стоят Су-35 – многофункциональные сверхманевренные одноместные истребители.

Говорит главком ВВС Виктор Бондарев: «Самолет очень серьезный по программе 4 ++, по программе сверхманевренности. Всего Су-35 будет закуплено 48 самолетов, в этом году 12, в следующем 12 и потом 14 бортов. 10 уже имеются».

Это тот самый Су-35, который проиграл бразильский тендер, поскольку не был еще готов даже в одном экземпляре, находился в стадии проектирования. Поэтому же проиграл и тендер в Индии. И вообще известен как некий претенциозный проект, который бесконечно дорабатывается. А оказалось, он уже поступил в ВВС как переходная машина к самолету 5-го поколения.

Летим на запад, догоняем ускользающий день. Московский полдень – 12. 25. А в Улан-Удэ вечерние сумерки. Буквально года полтора-два назад коллектив Улан-Удэнского авиастроительного завода бастовал. Не хотел входить в состав холдинга «Вертолеты России». Дескать, отберут заказы на транспортные Ми-8/17 и отдадут в Казань, где их тоже производят. Однако гособоронзаказа хватило на всех. Производство в Улан-Удэ только выросло.

Зал готовой продукции пуст. 53 вертолета выпуска этого года, включая несколько сверхплановых, уже находятся в воинских частях. Говорит первый заместитель управляющего директора ОАО УУАЗ Вячеслав Козлов: «У нас была задача выполнить трехлетку в один год, с этим мы справились. Общий объем по долгосрочному оборонному заказу составляет 132 вертолета на период 2012–2020 годов. Второй долгосрочный государственный заказ на поставку модернизированных вертолетов МИ-8АМТШ на 2014 год – 40 изделий».

32-часовой рабочий день заканчивается в Новосибирске. Наконец-то гостиница и нормальная постель! Но с утра пораньше – на авиазавод. На стапелях стоят Су-34. Это фронтовой бомбардировщик, полностью спроектированный уже в новой России, отнюдь не наследие советской оборонки.

Виктор Бондарев рассказал, как росло производство: «Изначально было 10 самолетов в год, потом 12, потом 14. В следующем году 16 бортов, и с 2015 года завод выходит на 20 самолетов в год. И далее именно такая цифра». Таких самолетов на вооружении уже 32. Мы их на замену Су-24 получим почти 150, а может, и 200 самолетов».

Я уже не удивляюсь. Отработав шесть лет на производстве, имея опыт, я смотрю на инструмент, на действия рабочих, на подвозку деталей. Весь механический инструмент – от сжатого воздуха. Чистота и порядок. Много молодых рабочих. Ничего лишнего на рабочих местах. Работают очень слаженно…

Последняя остановка – Ульяновск. Завод «Авиастар». Этот точно банкрот. История известная. Между цехами стоят никому не нужные и не покрашенные Ту-214. Однако в цехе несколько гигантских Ан-124 Минобороны РФ – ремонт и модернизация. А за ними почти готовые Ил-76 и новый военно-транспортный Ил-476. Главная проблема завода – надо где-то набрать еще несколько тысяч рабочих, поскольку программа производства наращивается. Я сражен. Хотя внутренне уже был готов к чему-то подобному.

Несколько лет назад ничего этого не было. Заводы делали один-два самолета в год. А до этого многие простаивали годами. Выживали только обладатели экспортных заказов. И вот такой рывок. Почему он удался? Принята программа перевооружения до 2020 года, значит, есть заказы и твердое финансирование. Объединенная авиастроительная корпорация заботится о своих предприятиях, вкладывает средства в модернизацию производства. А главное, удалось сохранить авиационное производство, сами предприятия. И как только появилась возможность работать, они мгновенно воскресли. Их возрождение и текущую работу я видел собственными глазами.

Сажусь за компьютер. Вывожу название будущей большой статьи: «Вся правда об авиационной промышленности России». Пусть люди знают.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1701
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3662
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2711
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2216

Другие новости