Фото пресс-службы ВМС США / navy.mil/Press-Office
Корабли Военно-морских сил (ВМС) США впервые за 56 лет посетили порты Западной и Восточной Ливии с мирным визитом. Как заявило американское руководство, это было предпринято, чтобы продемонстрировать приверженность работе с местными партнерами. Отдельно в этом месяце Вашингтон планирует организовать у себя прием лидерам конфликтующих военно-политических лагерей Ливии, до сих пор не демонстрирующих реального желания объединить расколотую на две части страну. Такой настрой может насторожить Россию, имеющую в бывшей Джамахирии военные и дипломатические активы.
На то, что визит флагманского корабля 6-го флота ВМС США USS Mount Whitney в порты Триполи и Бенгази носил исторический характер, обратило внимание американское военное издание Stars and Stripes. Как говорится в официальном заявлении ВМС США, визит в Ливию отражает растущее взаимодействие между Африканским командованием Вооруженных сил (ВС) США и североафриканской страной. «Укрепление региональной стабильности и глобального мира является приоритетом для США, – заявил американский спецпосланник по Ливии Ричард Норланд. – Наше присутствие в ключевых ливийских портах демонстрирует нашу приверженность работе бок о бок со всеми ливийскими партнерами для сохранения мира и стабильности».
Командующий 6-м флотом вице-адмирал Джеффри Андерсон пояснил, что визит военных в Триполи и Бенгази демонстрирует готовность США вкладываться «в мирную и единую Ливию».
Издание Stars and Stripes называет историческое посещение бывшей Джамахирии «четким сигналом России и Китаю о решительной политике США в Средиземноморском регионе». Эту точку зрения разделяют и арабские СМИ.
Вашингтон традиционно имел налаженные контакты с западноливийским и восточноливийским правительствами. Источники арабских СМИ утверждают, что в ближайшее время США должен посетить Абдель Хамид Дбейба – премьер-министр базирующегося в Триполи Правительства национального единства (ПНЕ). Вместе с тем в этом месяце в США ожидается с визитом Саддам Хафтар – глава штаба Сухопутных войск в составе Ливийской национальной армии (ЛНА). Это военная сила, которая контролирует восток и частично юго-запад страны (исторические регионы Киренаика и Феццан соответственно) и противостоит руководству в Триполи.
По данным журнала Arab Weekly, визиты Дбейбы и Хафтара дадут администрации президента США Дональда Трампа возможность поделиться со сторонами затянувшегося вооруженного конфликта своим планом урегулирования. Советники вашингтонской администрации ранее сообщали, что разрабатывают всеобъемлющую инициативу, направленную на восстановление стабильности в сфере безопасности и политического управления в Ливии.
Под вопросом остается то, как эти планы могут отразиться на интересах РФ в регионе, несмотря на ренессанс российско-американских контактов. В восточной части Ливии действует «Африканский корпус» – отдельная структура в составе Вооруженных сил РФ. Задачи по его комплектованию на территории бывшей Джамахирии завершены в конце 2023 года, информировали источники новостного агентства «Африканская инициатива» в Минобороны РФ. Но подход Москвы сбалансирован: два года назад в Триполи Россия восстановила работу своего посольства.
Активность США в Ливии выглядит тем более удивительно, что Африка не входит в перечень декларируемых приоритетов администрации Трампа. Как сообщали американские издания, Белый дом планирует значительно сократить дипломатическую и гуманитарную деятельность США на континенте в рамках реорганизации.
Трамп – убежденный скептик в отношении любых проектов на Черном континенте. Бывший глава Пентагона Марк Эспер в своих мемуарах о работе на первую администрацию Трампа рассказывал, что тот критически смотрел на миссию Африканского командования ВС США. По признанию Эспера, «Трамп хотел полностью уйти из Африки».
Как пояснил «НГ» старший научный сотрудник Института США и Канады РАН Павел Кошкин, активность США в Ливии говорит в первую очередь о том, что «в стратегически важных вопросах Трамп прислушивается к профильным специалистам». «Несмотря на изначально изоляционистскую риторику, казалось бы, на первый взгляд непоследовательный шаг выглядит логично в системе координат президента США, – пояснил эксперт. – Поскольку он, видимо, руководствуясь философией реваншизма, пытается восстановить величие Америки путем проецирования влияния своей страны в государствах Африки, где давно активизировались Россия и Китай. Это вопрос прежде всего геополитического престижа и соперничества с Москвой и Пекином».
Кроме того, растущее взаимодействие с Ливией, по словам собеседника «НГ», отражает стремление Трампа «восстановить прикладное сотрудничество с отдельными игроками региона, где, в понимании президента-республиканца, демократы наломали дров». Кошкин напомнил, что именно при экс-президенте США Бараке Обаме свергли ливийского лидера Муаммара Каддафи, а потом в результате теракта в Бенгази 11 сентября 2012 года погиб американский посол Кристофер Стивенс. «Поэтому возвращение США в регион имеет символизм в представлении Трампа, а именно – исправить ошибки предшественников», – резюмировал Кошкин.