В Тайбэе расположена служба безопасности, обязанная защищать Тайвань от иностранных агентов. Фото с сайта www.nsb.gov.tw
На Тайване арестован бывший помощник начальника службы безопасности. Хо Цзень-чэ занимал этот пост шесть лет. Его босс сначала был министром иностранных дел, а ныне возглавляет ведомство по борьбе с иностранными разведками. То есть с разведкой КНР, ведь остров почти в течение 70 лет напоминает крепость, осажденную Китаем. Но крепость выглядит не очень прочной. В феврале по аналогичной статье были посажены еще три чиновника. Арест Хо дал повод Гоминьдану, главной оппозиционной партии, обвинить правительство в том, что оно не способно защитить Тайвань от коммунистов. Эти внутренние распри усугубляет неясность позиции главного защитника острова – США, которые пока не сказали, намерены ли они вступить в схватку с КНР за Тайвань.
Внешнему наблюдателю, как это ни покажется странным, ситуация на острове с населением 23 млн человек чем-то напоминает то, что происходило в Советском Союзе в 1930-е годы. Как только органы доложили о подозреваемом в измене, его тут же исключили из Демократической прогрессивной партии (ДПП), которая стоит у власти. Правда, аналогия на этом кончается. Генпрокурор СССР Андрей Вышинский, по свидетельству людей, живших в ту эпоху, называл царицей доказательств признание. Заключенного ожидало соответствующее обращение в ходе следствия.
На Тайване, где действуют парламент, другие институты демократии, независимые суды, проблема иная. Судьбы тайваньцев и граждан КНР тесно переплетены. И хоть ДПП утверждает, что тайваньцы – это не китайцы, а граждане другого государства, именуемого Китайской Республикой, фактически они говорят на одном и том же языке (различие в диалектах не помешает материковым и островным китайцам понять друг друга). На письме в ходу у обеих сторон Тайваньского пролива иероглифы.
По разным оценкам, на материке живут десятки тысяч тайваньцев. Большинство из них занимается бизнесом. Когда общение между людьми столь широкое, то этим неизбежно должны воспользоваться спецслужбы. «НГ» в номере от 13.10.20 рассказала о том, как Пекин устроил ТВ-шоу с разоблачением тайваньского лазутчика. Он спонсировал выступления в Гонконге в пользу провозглашения независимости, а также тайно снимал фильм о вооруженной полиции КНР. Арестованный сознался и попросил прощения за вред, причиненный родине. Но Тайбэй заявил, что это провокация. Разведка КНР заманила невинного человека в ловушку и использовала в целях пропаганды.
В августе прошлого года СМИ КНР, ссылаясь на органы безопасности, сообщили об обнаружении более 1 тыс. кейсов, когда тайваньские агенты пытались похитить секретные документы в КНР. При этом подпольные сети врага были ликвидированы.
В КНР пресса пишет то, что положено писать. А на Тайване Tribune и другие газеты стали толковать о том, какими политическими последствиями для правительства и лично для президента Уильяма Лая грозит выявление шпиона, работавшего на континентальный Китай. Согласно этим сообщениям, оппозиционные партии требуют, чтобы прокуроры раскрыли имена тех членов ДПП, которые вступили в сговор с Коммунистической партией Китая. Уильям Лай и его коллеги оказались в неловком положении. Они ранее публично обвиняли Гоминьдан и другую оппозиционную группу – Народную партию в том, что те потакают коммунистам, вредят подготовке к отпору вторжению войск КНР на остров. А тут выясняется, что грешны-то члены правящей партии.
Эрик Чу, лидер Гоминьдана, потребовал, чтобы ДПП провела чистку своих рядов и установила, кто в этой партии находится на содержании Коммунистической партии Китая. А Народная партия опубликовала пост в интернете, где говорится, что ДПП превратилась в «сборную команду китайских шпионов». Они проникли в высшие эшелоны власти, включая администрацию президента, службу безопасности, органы внешних сношений. Фактически, говорится в посте, ДПП хочет превратить Тайвань в государство одной партии, такое же, как КНР.
Но какая судьба ждет на Тайване китайского агента Хо? Российский китаевед Александр Исаев дал в беседе с «НГ» такую оценку: «Спецслужбы всегда отрицают, что их агент попался. Это просто такое правило. Я полагаю также, что американцы используют тайваньцев как носителей китайского языка для работы с китайскими источниками. Напрямую работать американцам мешает языковой барьер. Особые отношения США и Тайваня позволяют этот барьер легко преодолевать».
Что касается роли тайваньцев в экономической жизни КНР, то они ранее часть своих высокотехнологичных производств перенесли на территорию континентального Китая. Они активно вкладывали там капиталы. Тайваньцы помогали континентальным китайцам налаживать производство полупроводников и микрочипов, необходимых для развития информационно-коммуникационных технологий. «Но ныне в связи с обострением отношений между США и КНР тайваньские власти чинят препятствия тем своим бизнесменам, которые желали бы создать предприятия на континенте. Мотивы Тайбэя легко понять. Нельзя действовать наперекор Америке, которая поставляет острову вооружения и держит там военных советников», – полагает эксперт.
Тут стоит задуматься: если Китай предпримет военную акцию в отношении Тайваня, который он считает своей отколовшейся провинцией, то вступятся США за своего подопечного или нет? Экс-президент США Джозеф Байден двусмысленно отвечал на этот вопрос. То говорил, что будет оборонять остров, то брал слова обратно. Как пишет The New York Times, нынешний хозяин Белого дома тоже еще не определил свою позицию.