Премьер-министр Индии Нарендра Моди и президент Шри-Ланки Анура Диссанаяке договорились сотрудничать в обеспечении безопасности на Индийском океане. Фото со страницы премьер-министра Индии в социальной сети X
Премьер Индии Нарендра Моди посетил Шри-Ланку. Во время визита между двумя странами подписано соглашение об обороне и совместном строительстве солнечной электростанции. Тем самым Дели укрепил свое влияние на острове, близ которого проходят судоходные пути из Азии в Европу. Это также стало шагом Индии в противостоянии Китаю, который контролирует в республике порт Хамбантота и предоставляет ей финансовую помощь. В борьбе за доминирование на Индийском океане Дели надеялся на США, но тарифы президента Дональда Трампа охладили индийско-американские отношения.
Как подчеркивает агентство АР, Индия всегда считала Шри-Ланку частью своей сферы влияния. Тем более что культурные связи двух стран уходят вглубь веков. К слову, некоторые события «Рамаяны» разворачиваются на Шри-Ланке. Однако деньги часто затмевают традиционные привязанности.
Пекин предоставил Шри-Ланке миллиарды долларов на разные проекты, оставив далеко позади индийских конкурентов. Но коллапс экономики Шри-Ланки в 2022 году вынудил ее пересмотреть приоритеты во внешней политике. Коломбо был вынужден обратиться за помощью к Дели.
Дели не встал в позу обиженного, напротив, оказал соседу большую финансовую и материальную поддержку. Но несмотря на это, Коломбо по-прежнему вынужден просить Китай реструктурировать предоставленные острову займы.
Вот на каком фоне Моди провел переговоры с президентом Шри-Ланки Анурой Диссанаяке. Солнечная электростанция будет совместным предприятием двух стран. Ее пуск, как надеются в Коломбо, позволит в какой-то мере уменьшить нехватку собственных ресурсов для электроснабжения в стране. Ведь в 2022 году она пережила настоящий шок, когда в дома перестало поступать электричество. И дело было отнюдь не в сбоях техники. У властей не было денег для того, чтобы закупить нефть и газ для электростанций за границей.
Но куда большее значение приобретает пакт об обороне. Моди высказался на сей счет весьма откровенно: «Я благодарен президенту Диссанаяке за то, что он чувствует, в чем состоят интересы Индии. У нас общие интересы в области безопасности. Безопасность обеих стран увязана взаимно».
Далее речь Моди приоткрыла завесу над весьма спорным аспектом внешней политики Дели. Если Трамп провозглашает «Америка прежде всего», то у Индии другой слоган: «Соседи прежде всего». Моди напомнил, что, следуя этому курсу, Индия помогла Шри-Ланке, когда она «испытывала трудности». Лидер Индии, очевидно, намекал на события 1987 года. Тогда на острове шла гражданская война. Армия Шри-Ланки, опиравшаяся на сингалов, составляющих большинство населения, подавляла мятеж группировок, имевших опору среди тамилов, представляющих собой этническое меньшинство на острове. Вот тогда-то Дели и совершил шаг, который может показаться парадоксальным. Он отправил в Шри-Ланку «ограниченный воинский контингент» на помощь власти, сражавшейся с сепаратистами из числа тамилов. А ведь тамилы – это народ, проживающий на юге Индии.
Интернациональная помощь Индии оказалась не очень успешной. Часть сепаратистов прекратила сопротивление. А вооруженная группировка «Тигры освобождения Тамил-Илама» продолжала сражаться, прибегая к террористическим методам. Жертвой этой группировки – правда, не на острове, а на территории Индии – стал Раджив Ганди, сын Индиры Ганди, который участвовал тогда в предвыборной кампании. Войска Шри-Ланки разгромили «Тигров» в 2009 году.
Естественно задаться вопросом: сумеет ли Индия одолеть Китай в схватке за преобладающие позиции на острове? Моди упомянул о том, что Дели и Коломбо согласились сотрудничать в обеспечении безопасности на Индийском океане по каналам регионального объединения Colombo Security Conclave, куда входят помимо них Бангладеш, Маврикий и Мальдивы. Эффективность этого конклава сомнительна. Маврикий и Мальдивы – маленькие государства, у них нет значительных военно-морских сил. А Бангладеш после государственного переворота в прошлом году превратилась скорее в оппонента, чем в союзника Индии.
С другой стороны, США и при Трампе, и при администрации Джозефа Байдена называли Индию своим другом. США продавали ей современные вооружения с прицелом на то, что Индия, втянутая в территориальный спор с Китаем, сумеет отвлечь на себя часть военной мощи главного геополитического соперника Вашингтона. Но, как пишет The New York Times, индийские предприниматели и государственные чиновники были потрясены решением Трампа ввести «взаимные пошлины». Ведь теперь почти все индийские товары будут облагаться дополнительной пошлиной в размере 27%. Эта цифра выглядит ошеломляющей, если учесть, что члены правительства Индии неоднократно наведывались в США после победы Трампа на выборах.
Объявляя о тарифах, Трамп сначала назвал Моди своим великим другом, а потом обвинил его правительство в том, что оно применяет чрезвычайно хитрый метод, чтобы затруднить или сделать невозможной продажу американских товаров в Индии. Правда, утешением для Дели может служить то, что индийскую фармацевтическую продукцию Вашингтон новым бременем не обложил.