Глава Пентагона Пит Хегсет известен умением прислушиваться к сигналам Трампа и говорить то, что нужно президенту. Фото Reuters
Министр обороны США Пит Хегсет, который совсем недавно жестко критиковал европейских членов НАТО и допускал вывод американских войск из Европы, назвал Японию незаменимым союзником своей страны. Так он косвенно подтвердил, что при нынешней администрации Белого дома оборонные приоритеты Соединенных Штатов смещаются с запада на восток. Достоянием гласности стала подписанная Хегсетом в середине марта инструкция сотрудникам Пентагона, в которой им рекомендуется сосредоточиться на защите Тайваня от возможного вторжения со стороны КНР. Защита Украины в ней отнесена к вопросу, который можно полностью или частично переложить на Европу. В то же время Дональд Трамп указал, что ждет от Кремля прогресса в достижении мира, иначе США от уговоров перейдут к давлению.
Еще в феврале Хегсет во время своего первого зарубежного визита публично выговаривал европейцам за недостаточный вклад в дело коллективной обороны стран НАТО. Газета The Wall Street Journal сообщала даже, что глава Пентагона говорил своим европейским коллегам о грядущем и скором сокращении американского контингента в Европе. Это, дескать, должно побудить союзников наконец-то избавиться от иждивенческого отношения к США и заняться своими собственными армиями и военно-промышленным комплексом. И вот в марте тот же Хегсет находится в Японии – стране, которая также находится под американским оборонным «зонтиком», а значит, может быть (причем даже с большим основанием, чем Европа) обвинена в иждивенчестве. Но здесь министр обороны не скупился на комплименты.
«Наши силы скрепляет один и тот же воинский дух», – сказал Хегсет на встрече с министром обороны Японии Гэном Накатани. Глава Пентагона назвал Страну восходящего солнца «незаменимым партнером в сдерживании военной агрессии коммунистического Китая», в том числе через Тайваньский пролив. По итогам визита Накатани объявил о расширении японо-американского военного сотрудничества, в том числе за счет ускорения реализации программы производства ракет «воздух-воздух» AIM120 AMRAAM. Они неизменно фигурируют в излагаемых в прессе сценариях отражения гипотетической атаки Китая на Тайвань. Хегсет же, помимо всего прочего, объявил, что просит японские власти предоставить широкий доступ США к юго-западным островам страны.
То есть к территориям, расположенным неподалеку от Тайваня. Накануне газета The Washington post опубликовала документ, в подлинность которого, учитывая тональность министерских заявлений в Японии, сразу верится. Это ведомственная инструкция «Временное стратегическое руководство по национальной обороне» (Interim National Defense Strategic Guidance), адресованная высшим должностным лицам оборонного ведомства. В ней, упрощенно говоря, указано, к отражению каких угроз необходимо готовиться американским военным. Их перечень (наркокартели, ближневосточные террористы, Россия, КНР, Северная Корея, Иран) сам по себе не нов. Новы акценты. Исключительной по важности, а не одной из главных, как во времена Джозефа Байдена и Барака Обамы, в инструкции названа задача защиты Тайваня от возможного китайского вторжения. Ради ее решения, сказано в документе, можно поступиться другими потенциальными театрами военных действий. Ими США тоже готовы заниматься. Но все же приоритетными в отражении угроз со стороны РФ, Ирана и КНДР должны быть усилия американских союзников.
В американских СМИ, в связи с этих, на все лады склоняют «Проект 2025». В этом манифесте консервативных республиканцев, появившемся в 2022 году, как раз говорится о том, что для США внешнеполитическим приоритетом должно стать противостояние Китаю. The Washington post отмечает, что в упомянутой инструкции Пентагона кое-где «Проект 2025» цитируется дословно. А ведь Трамп в ходе своей избирательной кампании публично открещивался от этого документа. «Проект 2025» слишком походил на план установления в США если не прямой президентской диктатуры, то системы, расходящейся с принятыми в стране демократическими нормами. И все – во имя продвижения христианских ценностей и противоборства «безбожному» коммунистическому Китаю.
Действительно ли Трамп решил сосредоточиться на противостоянии КНР в ущерб своим усилиям на российско-украинском направлении? Ответ на этот вопрос можно дать по действиям, а не словам. Возможно, момент истины будет ближе к лету, когда вооружение, выделенное Украине при прежней администрации, иссякнет, и Трампу потребуется обращаться (или не обращаться) к Конгрессу за выделением Киеву новых пакетов военной помощи. Пока же он демонстрирует, что не отказывается от плана завершить российско-украинский конфликт раньше.
В воскресенье президент США в интервью телекомпании NBC впервые заявил, что может перейти в диалоге с РФ к языку давления, если выяснится, что миротворческий процесс не продвигается. «Если Россия и я не сможем заключить соглашение о прекращении кровопролития на Украине, и если я считаю, что это была вина России – что может быть и не так – но если я считаю, что это была вина России, я установлю вторичные пошлины на нефть, на всю нефть, поступающую из России», – сказал Трамп. Он пояснил, что в этом случае «если вы покупаете нефть в России, то не сможете вести бизнес в Соединенных Штатах». Президент пояснил, что размер пошлины может колебаться от 25 до 50%.