Форум в Боао, на котором выступил вице-премьер КНР Дин Сюэсян, показал, что многие страны Азии стремятся получить у Китая инвестиции и политическую поддержку. Фото Reuters
В КНР открылся форум в городе Боао, который называют восточным Давосом. Он проводится ежегодно с 2002 года и служит инструментом расширения влияния Китая в Азии. Девиз встречи: «У Азии в меняющемся мире общая судьба». Реальность же состоит в том, что государства – участники конференции хотят получить больше займов у Китая. А Китай, в свою очередь, использует встречу для продвижения своих интересов и ослабления соперников.
На церемонии открытия форума выступил вице-премьер КНР, член Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК Дин Сюэсян. Он сказал, что за минувшее десятилетие был достигнут значительный прогресс в строительстве «азиатского сообщества» с общим будущим. Оратор указал на два события: Китай и АСЕАН установили всеобъемлющее стратегическое партнерство; также вступило в силу Всеобъемлющее стратегическое партнерство в регионе. Спикер пояснил, что благодаря углублению экономической интеграции доля Азии в глобальной экономике неуклонно растет.
С другой стороны, в мире усиливается фактор нестабильности и неопределенности. Выход, по словам влиятельного партийного чиновника, заключается в том, чтобы укреплять «азиатское сообщество».
Если судить об этом по числу участников конференции, то оно действительно укрепляется. На форум прибыло более 2 тыс. государственных деятелей, политиков, бизнесменов и экспертов. Среди гостей – глава временного правительства Бангладеш Мухаммад Юнус. Его присутствие придает собранию иной окрас, чем кажется на первый взгляд. Ведь Юнус пришел к власти в результате государственного переворота и студенческих протестов. Бывший премьер Шейх Хасина, руководившая страной многие годы, была свергнута и улетела в Индию. Правительство Бангладеш требует ее выдачи и предания суду. Дели отказывается это сделать. Индийские газеты сообщают об актах насилия, происходящих в соседней стране и нападениях на храмы индусов, которые представляют собой религиозное меньшинство.
А Пекин, естественно, старается представить форум в выгодном для себя свете. Представитель МИД Китая Го Цзякунь приветствовал визит Юнуса, который пробудет в Поднебесной четыре дня. «Китай и Бангладеш – это друзья, соседи, их связывают узы всеобъемлющего стратегического партнерства. Китай готов активизировать контакты между гражданами двух стран, расширять сотрудничество, особенно с учетом того, что в 2025 году исполняется 50 лет со времени установления дипломатических отношений Пекина и Дакки», – сказал он.
В Пекине также отметили, что Дакка в своей внешней политике балансирует между разными державами и делает упор на экономические связи. Правда, китайские комментаторы не обошли молчанием то, что визит Юнуса вызвал негативную реакцию в Индии. Пекинская газета Global Times пишет, что индийцы воспринимают визит Юнуса в геополитическом, искаженном ключе. Ведь, как говорит Цянь Фэн, директор отдела исследований в Университете Цинхуа в Пекине, временное правительство Бангладеш, пришедшее к власти в августе прошлого года, придерживалось политики баланса и не хотело сближения с какой- нибудь крупной державой.
Как видно из высказываний чиновников Бангладеш, с Китаем во время визита могут быть подписаны ряд меморандумов о взаимопонимании. Подразумевается, что будут заключены соглашения о помощи Китая в подготовке кадров, в борьбе со стихийными бедствиями, о создании библиотеки китайской классической литературы, о сотрудничестве в сфере информации и спорта. Возможны также договоренности об участии Китая в строительстве морского порта.
Китайская пресса напоминает о том, что Юнус ранее призывал Пекин передислоцировать из КНР в Бангладеш заводы, выпускающие солнечные батареи, а также закупать больше бангладешских товаров. То есть в лице нынешнего руководителя Бангладеш Китай обрел твердого сторонника. А в Дели не могут наблюдать за этим равнодушно. Китай и Индия – соперники в борьбе за влияние в Южной Азии. Их отношения отягчает территориальный спор о прохождении границы в Гималаях. Пока что вместо нее действует линия фактического контроля. Конечно, эмоции тут тоже дают о себе знать. Ведь Индия, которой помогал Советский Союз, нанесла поражение Пакистану в 1971 году и тем самым обеспечила победу национально-освободительного движения в Восточном Пакистане, на месте которого возникла Бангладеш.
Нельзя сказать, что Москве сейчас не время думать о событиях в Бангладеш. Россия в этой стране строит атомную электростанцию и заинтересована в стабилизации обстановки. Вице-премьер РФ Алексей Оверчук участвует в форуме в Боао и проведет встречу с Юнусом.
В беседе с «НГ» Александр Лукин, научный руководитель Института Китая и современной Азии РАН, отметил: «В Индии, понятно, болезненно относятся к упрочению связей Китая со странами, которые цивилизационно близки к Индии. Индийцев можно понять. Китай улучшает отношения с такими странами, как Бангладеш, Непал, Шри-Ланка и тем самым бросает вызов Индии как доминантной державе Южной Азии. А упомянутые страны считают, что Китай может уменьшить их зависимость от Индии. Все это относится к нынешнему главе правительства Бангладеш. Будучи политиком прозападной ориентации, он хочет вывести страну из-под зонтика Индии».