Президент Южного Судана Салва Киир (слева) и первый вице-президент Риек Машар могут вновь ввергнуть свою страну в пучину кровавой войны. Фото Reuters
В Восточной Африке может вспыхнуть новый масштабный военный конфликт. Его катализатором рискуют стать события в самом молодом государстве планеты – Южном Судане, образованном в 2011 году, богатом запасами нефти, но, несмотря на это, чудовищно бедном. Над ним нависла не только угроза гражданской войны. К конфликту двух местных высокопоставленных чиновников может подключиться соседний Судан, некогда с большим трудом признавший независимость этой территории.
Разразился конфликт президента Южного Судана Салвы Киира и первого вице-президента Риека Машара. На второго был выписан ордер на арест, в его дом ворвались представители Министерства обороны и службы национальной безопасности. Однако задержан Машар не был. Эти события грозят возобновить гражданскую войну, которая завершилась здесь совсем недавно. Ее главными действующими лицами были как раз Киир и Машар. Ту гражданскую войну правильнее назвать этническим конфликтом. Киир – выходец из народа динка, а Машар – из народа нуэр. Кровопролитная война между двумя народами длилась более шести лет. Окончательно столкновения утихли лишь к 2020 году, унеся жизни 400 тыс. человек, это не считая умерших от косвенных причин, каковых было много. В 2017 году в штате Юнити ООН объявила голод – катастрофическое положение даже по африканским меркам. Год спустя Киир и Машар подписали соглашение о мире. Оно было заключено в столице Судана Хартуме и предусматривало раздел должностей между динка и нуэр, в том числе в правящей партии «Суданское национально-освободительное движение». Раздела, однако, не получилось. Машар образовал партию «Суданское национально-освободительное движение в оппозиции» и обвинил Киира в авторитарных методах. Спустя пять лет окончательно выяснилось, что хрупкий межэтнический баланс сил нарушен и история с сотнями тысяч смертей грозит повториться.
«Мы решительно осуждаем неконституционные действия министра обороны и главы службы национальной безопасности, которые вместе с более чем 20 тяжеловооруженными машинами силой проникли в резиденцию первого вице-президента. Его телохранители были разоружены, и ему был выдан ордер на арест по неясным обвинениям. Предпринимаются попытки его перемещения» – такое сообщение передал французским журналистам один из функционеров партии «Суданское национально-освободительное движение в оппозиции» Реат Муош Танг. Он не сказал, что сторонники Машара возьмутся за оружие, но это вполне возможно. Полного контроля над силами, которые его поддерживают, у вице-президента нет. Об угрозе гражданской войны заявил глава миссии ООН в Южном Судане Николас Хейс.
Особое беспокойство в связи со складывающейся ситуацией у многих наблюдателей вызывает возможная перспектива вмешательства в конфликт извне. Южный Судан – государство, образованное в результате длившейся с 1985 по 2003 год войны, унесшей более 2 млн жизней. Ее следствием стал распад единого государства Судан на две части: населенный арабами-мусульманами север (это государство сейчас называется Суданом) и юг, где преобладают представители негроидной расы, исповедующие христианство и традиционные верования. Независимость южан Хартум признал. Никто при этом особо не скрывал, что признание было вынужденным. Раздираемый собственной гражданской войной Судан не мог себе позволить дальнейшую борьбу пусть за важный, богатый полезными ископаемыми, но непокорный регион, веками сопротивлявшийся арабизации и исламизации.
Теперь же в Судане, как кажется, может в кои-то веки восстановиться относительный порядок. Если верить правительственным источникам, боевые действия подходят к концу. Дело в том, что армии удалось добиться важных стратегических успехов и окончательно отбить столицу у мятежного спецназа, с которыми шло противостояние на протяжении многих лет.
В отместку спецназовцы организовали масштабную атаку дронов, жертвами которой стали в том числе три журналиста. В пресс-службе повстанцев заявили, что жертвами ударов стали 89 человек и было уничтожено «множество» военной техники. Там же заявили, что битва за Хартум еще не окончена.
По данным некоторых западных СМИ, спецназовцы хватки терять действительно не собираются. Сообщается, что в их руках находится провинция Дарфур. Там они продолжают укрепляться и даже брать новые города. Фактически ситуация раскола страны на две части закрепляется. В Дарфуре ситуация похожа на ту, что была на юге. Есть конфликт между негроидными народностями и арабами. Следовательно, почва для требований независимости тоже есть. Если Дарфур отделится, получится, что, перестав быть британско-египетским владением в 1956 году, государство Судан разделится уже на три части.