Директор Национальной разведки США Тулси Габбард утверждает, что Китай наращивает свой военный потенциал на случай конфликта с США из-за Тайваня. Фото Reuters
США запретили своим бизнесменам контактировать с десятками китайских технологических фирм, пытаясь помешать успехам Китая в создании инструментов, используемых в вооружениях. Этот шаг сделан после того, как разведслужбы опубликовали доклад, где говорится, что Китай способен нанести удар по США конвенциональным оружием в киберпространстве, вывести из строя инфраструктуру на земле и взять под прицел ее «активы» в космосе. А к 2030 году Пекин планирует опередить Америку в сфере искусственного интеллекта. Тулси Габбард, директор Национальной разведки США, указала и на то, что Китай наращивает ядерную мощь.
Президент США Дональд Трамп говорил о стремлении улучшить отношения с Китаем, собирался посетить Китай и лично пообщаться с председателем КНР Си Цзиньпином. Но его администрация на практике ведет дело к обострению китайско-американских противоречий. Как пишет пекинская газета Global Times, Министерство финансов США включило в «черный список» фирмы, деятельность которых вредит интересам США, 80 организаций Китая, ОАЭ, Ирана, ЮАР и других стран. Среди наказанных числятся шесть фирм, входящих в Inspur Group, ведущего китайского провайдера в области облачных компьютерных сервисов и больших чисел.
Бао Цзяньюнь, директор Центра международной политэкономии в Народном университете Китая, сказал: «Этот шаг означает эскалацию усилий США, направленных на то, чтобы сдержать прогресс Китая в технологиях. США боятся продвижения Китая в освоении искусственного интеллекта, больших языковых модулей, квантового исчисления. Но усилия американцев вряд ли принесут результат. Ведь технологический рывок Китая обусловлен умной политикой государства, тем, что в стране много талантливых людей, тем, что мы вели в течение десятилетий научные исследования».
Как бы то ни было, в очередном докладе разведслужб США, представленном Конгрессу, прямо говорится, что главной угрозой для США стал Китай. Причем наибольший риск прямого конфликта связан с Тайванем. Китай, подчеркивается в документе, постепенно, хотя и с некоторыми трудностями, приближается к тому моменту, когда он сумеет захватить остров. А помимо этого «зловещие китайцы» хотят путем применения больших языковых модулей создавать фальшивые новости, показывать знаменитых персонажей, говорящих такие вещи, которые они никогда не говорили, словом, вести исподтишка пропекинскую пропаганду.
Тулси Габбард подчеркнула, что «китайские военные создают самые современные виды вооружений, включая гиперзвуковое оружие, самолеты на основе технологии stealth, подводные лодки нового образца, средства войны в киберпространстве и космосе, расширяют производство ядерного оружия». А директор ЦРУ Джон Рэтклифф заявил в Сенате, что Китай предпринял лишь мелкие усилия, чтобы прервать нелегальные перевозки фентанила в США. Китай, по его словам, мог бы этому положить конец, но не желает, так как наживается на этой торговле.
Отчеты разведслужб предоставляются Конгрессу ежегодно. Нынешний доклад выделяется тем, что они своим перстом указали на Россию, Иран и Северную Корею. Чем же они провинились перед США? Оказывается, Россия делится с китайцами боевым опытом, накопленным в боях с Украиной. Сюда входят навыки в противодействии западным вооружениям и в сборе разведывательных сведений.
В беседе с «НГ» Василий Кашин, старший научный сотрудник Высшей школы экономики, отметил: «Неоспоримый факт состоит в том, что военные силы и политическое влияние Китая выросли. Китай также быстро наращивает ядерные вооружения. Но это не означает, что Китай станет инициатором ухудшения отношений с США. На деле каждый новый шаг к обострению всегда делали США. И они же опасаются, что Китай оттеснит Америку с поста «мирового лидера». Вашингтон обеспокоен китайско-российскими отношениями еще со времени президентства Барака Обамы. А Трамп склонен уделять этому еще большее внимание. Его курс по Украине частично продиктован тем, что он хочет помешать чрезмерному сближению России и Китая».
Что касается Ирана, то у России, Китая и Ирана установлен график регулярных совместных военно-морских маневров в Аравийском море, напомнил эксперт. Но отношения Китая с Ираном не настолько тесные, как с Россией. А Северная Корея – это самостоятельный игрок. Она не является близким союзником Китая, хотя у этих стран есть договор с взаимными военными обязательствами. КНДР тщательно оберегает свой суверенитет от предполагаемого китайского вмешательства.
Касаясь военных аспектов российско-китайского сотрудничества, Кашин сказал: «Поскольку Китай не ведет войн со второй половины 1980-х годов, когда закончились пограничные столкновения с Вьетнамом, он собирает тщательно все сведения из открытых источников о боевом опыте. Тут и видео, и интервью с участниками боевых действий. На учениях китайской армии учитывается опыт СВО. На бронетехнике устанавливаются «мангалы» – решетки для защиты от дронов. Я знал китайского специалиста, который наблюдал за боями в Донбассе».