Вашингтон уже не просит сирийские власти отобрать у России авиабазу Хмеймим. Фото Reuters
США направили переходной администрации Сирии требования, которые та должна выполнить для ослабления санкций. Это уничтожение запасов химоружия, оставшихся, по версии Вашингтона, от режима Башара Асада, сотрудничество в борьбе с террористами и содействие в поиске американского гражданина. Перечень отличается от условий, выдвинутых ранее Сенатом. В частности, Белый дом не настаивает на том, чтобы Сирия отказала РФ в доступе к двум военным базам.
О списке рассказали источники агентства Reuters. По их словам, Вашингтон потребовал, чтобы Дамаск уничтожил запасы химоружия, оставшиеся от правительства Асада, обеспечил сотрудничество в борьбе с действующими на Ближнем Востоке глобальными террористическими организациями, отказался принимать на руководящие должности иностранных боевиков.
Речь также идет о помощи в поисках Остина Тайса – американского фрилансера, который таинственно исчез в 2012 году после задержания сирийскими спецслужбами во время прохождения через один из столичных контрольно-пропускных пунктов.
Выполнение всех требований, которые передала сирийской стороне 18 марта в Брюсселе заместитель помощника госсекретаря США по Ближнему Востоку и Сирии Наташа Франчески, поможет в смягчении американских санкций против Дамаска, утверждают собеседники Reuters. Одним из конкретных шагов на этом направлении, к которому готова администрация президента США Дональда Трампа, может стать двухлетнее продление официального исключения из санкций. Этот пункт касается финансовых транзакций с правительственными институтами Сирии. Возможно, Белый дом разработает и еще одно «окно» в санкционном режиме, которое даст возможность национальной экономике встать на послевоенные рельсы, утверждает Reuters.
Список нынешних требований отчасти повторяет тот, который представил в феврале председатель комитета Сената США по иностранным делам Джим Риш. Однако важным исключением в текущей версии стало то, что Белый дом не стал требовать от Сирии закрыть России доступ к двум военным базам. Напомним, что, выступая на заседании профильного комитета, Риш настаивал на том, что переходная администрация в Дамаске должна изгнать Москву и Тегеран со своей территории. «Москва не должна использовать свой порт в Средиземном море (имелся в виду Тартус. – «НГ»), угрожая США или нашим союзникам», – заметил в феврале сенатор, добавив, что это является одним из индикаторов того, можно ли снимать рестрикции с сирийского руководства.
По сообщениям израильских изданий, именно правительство во главе с премьер-министром Биньямином Нетаньяху активно лоббировало в Вашингтоне необходимость сохранения российских баз. По версии Reuters, израильские официальные лица пытались убедить администрацию Трампа в том, что Москва является гарантом безопасности израильских границ и всего побережья Сирии. Согласно этой информации, американские власти были удивлены такими доводами, указав на то, что Турция – как член НАТО – может стать гарантом для Израиля. Однако, как утверждали источники Reuters, израильская сторона выступила категорически против этого, заявив, что Анкара – после укрепления позиций в Сирии – представляет собой серьезную угрозу.
Как проинформировало на днях издание Walla, военные и разведывательные круги Израиля недавно провели несколько раундов внутренних консультаций, посвященных последствиям расширения турецкого влияния в Сирии. Участники переговоров сошлись на том, что опасность этого театра боевых действий растет, а столкновение между Израилем и Турцией на сирийской территории кажется неизбежным. Выходом является наращивание израильских сил на юге Сирии, а также борьба за сохранение российских баз, утверждают источники Walla. В правительстве Нетаньяху полагают, что консервирование военного присутствия РФ станет иммунитетом против того, чтобы Турция взяла под контроль военные объекты Сирии, в том числе в прибрежных районах.
Официально в Израиле эту позицию не раскрывают. Как заявил на днях в разговоре с ТАСС и.о. посла еврейского государства в России Александр Бен-Цви, его страна не обсуждает с Москвой судьбу российских баз. «Этот вопрос должна решать Россия с Сирией, а не мы», – выразил уверенность дипломат. Впрочем, он добавил: «Вне зависимости от того, откуда исходит угроза, не важно, шиитские ли это милиции, иранские группировки, мы сделаем все, чтобы наша безопасность была сохранена. И это включает целый ряд вещей».
Пока Сирия сталкивается с серьезным кризисом управления. Смена власти в Дамаске 8 декабря 2024 года сформировала условия для длительной нестабильности в стране, говорится в свежем ежегодном докладе, выпущенном офисом директора Национальной разведки США. Это, по мнению авторов отчета, может способствовать возрождению в Сирии «Исламского государства» (ИГ) (признано в России террористическим и запрещено) и других исламистских группировок. Даже если временная администрация в Дамаске сможет объединить все институты, «управление Сирией останется сложной задачей на фоне экономических проблем страны, гуманитарных потребностей, всеобщей нестабильности, а также этнических и конфессиональных расколов», говорится в докладе.
Разведсообщество США напоминает: в начале марта формирования, лояльные переходному правительству Сирии, совершили резню и внесудебные казни в прибрежных провинциях. Их мишенью стали алавиты – конфессиональная группа, выходцем из которой являются экс-президент Башар Асад и бывшие представители его политического окружения. Это говорит о том, что временный президент Сирии аш-Шараа не может полностью контролировать своих сторонников, все еще вынашивающих планы мести тем этноконфессиональным группам, на которые опиралось предыдущее правительство.
«Некоторые оставшиеся джихадистские группировки отказываются вливаться в Министерство обороны, возглавляемое «Хайят Тахрир аш-Шам» (ХТШ) (группировка, которая признана в России террористической и запрещена, выступала ударной силой антиасадовских формирований. – «НГ»), а ИГ уже выразило свое несогласие с призывом ХТШ к демократизации и запланировало нападения, чтобы подорвать его управление», – добавили американские разведывательные службы, напомнив, что сам аш-Шараа в свое время был связан с «Аль-Каидой» (признана в России террористической и запрещена) и поэтому не внушает доверия.