На небольшие острова Вануату, как и на другие маленькие государства, направили свои усилия самые могущественные страны мира. Фото Филиппа Каппера
Избранный премьер-министр Вануату Джотам Напат заявил о том, что намерен пересмотреть договор о безопасности с Австралией. И это несмотря на то, что документ был подписан совсем недавно – в 2022 году и прошел процесс ратификации. Малые островные государства в Тихом океане стараются использовать противостояние Китая и США для достижения выгодных для себя соглашений. Помимо этого, все более активно в документы включаются пункты о поддержке в борьбе с изменением климата, причем с подачи островных государств, а не стран Запада.
В интервью британским СМИ Напат, избранный на должность главы кабмина страны в феврале этого года, заявил, что договор о безопасности между Вануату и Австралией не включает в себя пункты о безопасности климатической.
«Это то, к чему мы хотели бы вернуться, и то, что мы хотели бы открыто обсудить с австралийским правительством», – сказал он.
С одной стороны, Напату нужно продемонстрировать активную деятельность на своем посту с самого начала. Австралийцы, в общем-то, не против. Вопрос лишь в том, какие конкретные обязательства возьмет на себя Канберра. Но Напат сказал, что уже обсудил детали обновления договора с заместителем премьер-министра Австралии Ричардом Марлзом.
Также Напат выразил надежду на то, что вскоре ему удастся договориться о налаживании безвизового режима с Канберрой.
Весьма показательно, что инициативной стороной является Вануату, причем требования островного государства Австралия готова как минимум принять как разумные и пойти на компромиссы.
Ситуация в Тихом океане характеризуется тем, что островные государства, необходимые Китаю и США как опорные пункты, выдвигают свои условия. Они осознают свою географическую ценность и понимают свою важность в современном геополитическом ландшафте.
За последние годы был подписан целый ряд договоров о безопасности между крупными державами и островными государствами. Из наиболее известных – договор между США и Папуа – Новой Гвинеей и соглашение между Соломоновыми Островами и Китаем. А небольшое государство Тувалу (население его островов и атоллов не превышает 11,7 тыс. человек) заключило соглашение с Австралией. При этом отдельным пунктом в договоре указывается, что Тувалу не может заключать соглашения о безопасности без согласия Канберры.
В этом смысле довольно показательна история с Островами Кука. Премьер-министр этого государства Марк Браун в феврале во время пятидневного визита в Китай подписал договор о стратегическом партнерстве, предполагающий расширение связей Аваруа и Пекина. Однако этим возмутились в Веллингтоне – столице Новой Зеландии, поскольку у бывшей колонии и островов есть соглашение о «свободной ассоциации». Аваруа обязывается в обмен на помощь военную и материальную сообщать Новой Зеландии о намерениях заключать соглашения с другими государствами.
Здесь же консультаций не было. Браун оправдывал свои действия, заявляя, что соглашение с Китаем лишь дополняет близкие отношения с Новой Зеландией, а не отменяет их. Впрочем, интересно и то, что ни Веллингтон, ни Лондон разрыва соглашения с Китаем все же не потребовали. Возможно, связано это с тем, что Браун заключал не военное соглашение. А возможно, изменилась сама эпоха и крупным державам уже становится неловко открыто притеснять независимость небольших государств. Неслучайно со стороны стран Карибского бассейна все чаще раздаются требования о репарациях за урон, нанесенный в рабовладельческую эпоху.
Внешнеполитическая ориентация островных государств стала одной из главных тем тамошних предвыборных кампаний. Отдельно на мировом уровне эти государства отстаивают идею помощи в борьбе с глобальным потеплением. Дело в том, что для этих стран потепление действительно опасно: острова попросту затапливает со всех сторон.
В свое время более активно призывала им помогать Индия и ее премьер-министр Нарендра Моди. Правда, ирония заключается в том, что на самую населенную страну мира приходится немалый вклад в загрязнение окружающей среды. В том числе потому, что индийцы до сих пор активно используют в качестве топлива уголь.