Вероятный канцлер ФРГ Фридрих Мерц выдвинул идею создания вместо НАТО нового европейского оборонного альянса.
Фото Reuters
Кандидат в канцлеры ФРГ от победившего на досрочных выборах в Бундестаг консервативного блока ХДС/ХСС в среду вечером встретился в Париже с президентом Франции Эмманюэлем Макроном. По итогам беседы в ходе, как сообщают немецкие СМИ, доверительного ужина в Елисейском дворце, продлившегося три часа, оба политика «продемонстрировали волю к тому, чтобы начать новую главу в германо-французских отношениях».
Макрон информировал Мерца о переговорах с президентом США Дональдом Трампом. Предполагается, что главной темой беседы была ситуация в Украине. В телепрограмме Tаgesschau немецкого общественно-политического канала ARD сообщалось о большом совпадении точек зрения собеседников по затронутым вопросам.
Будущий канцлер Германии, который скорее всего будет избран Бундестагом в середине апреля в результате создания нового правительства ФРГ, сразу после оглашения результатов досрочных выборов объявил о коренном повороте во внешней политике страны. И состоявшийся визит в Париж полностью укладывается в провозглашенную им концепцию координации внешнеполитических шагов прежде всего с Францией, а также с Польшей. Действующий канцлер Олаф Шольц, пытаясь наладить сепаратные контакты с Москвой путем телефонных звонков Владимиру Путину в ноябре прошлого года, по мнению Мерца, этот принцип нарушал и действовал через головы союзников.
Главные тезисы новой внешней политики Мерц провозгласил уже в день выборов, когда стали известны их результаты, в передаче Berliner Runde, а на следующий день – в выступлении в берлинской штаб-квартире Христианско-демократического союза (ХДС), «Доме Конрада Аденауэра». Мерц выделил такие темы, как украинский конфликт, европейское и трансатлантическое сотрудничество. Он объявил о необходимости дальнейшей военной и финансовой поддержки Киева и упрекнул Трампа в «легкомысленном отношении к Европе и трансатлантическим обязательствам».
Судя по всему, Мерц готов к поставкам Украине крылатых ракет большого радиуса действия типа Taurus, от которых воздерживался Шольц, опасаясь втягивания Германии в прямое военное противостояние с Россией. Правда, ранее он делал различные оговорки в отношении условий поставки ракет, включая, например, согласование их в рамках трансатлантического партнерства.
Важным в заявлении Мерца является тезис о том, что союзникам надо быть готовыми к формированию собственной системы обороны Европы без НАТО или наряду с альянсом. По сути, он возвращает Европу в 50-е годы прошлого века, когда появился план Европейского оборонительного сообщества (ЕОС), исходным вариантом которого были разработки тогдашнего французского министра обороны Рене Плевена. И хотя условия его появления существенно отличались от сегодняшнего положения на континенте, этот план никогда не сходил с повестки дня у европейских политиков, озабоченных ослаблением интереса США к Европе и соответственно роли США как гаранта европейской безопасности.
Примечательно, что Мерц сделал внешнеполитическое заявление примерно за два месяца до подписания нового коалиционного договора и его утверждения на посту канцлера. Поспешность лидера ХДС обуславливается стремительностью развития российско-американского диалога и реалиями по линии боевого соприкосновения России и Украины.
С другой стороны, Мерц заранее ставит своего будущего партнера по коалиции – Социал-демократическую партию Германии (СДПГ) – перед свершившимся фактом, учитывая наличие в рядах социал-демократов сильной антивоенной оппозиции. Не стоит сбрасывать со счетов, как утверждают немецкие политологи, и импульсивность будущего канцлера.
Запланированное Мерцем продолжение поставок оружия Киеву и перевооружение Бундесвера потребует значительных финансовых средств, которыми бюджет страны не располагает. И это фактически уже явилось причиной правительственного кризиса и досрочных выборов. Ставка на оживление конъюнктуры в условиях острого энергетического кризиса потребует пересмотра финансовой политики. Но провозглашенное Мерцем снижение налогов вряд ли сможет стимулировать экономику при росте военных расходов. У него остается только путь увеличения государственной задолженности, для чего может потребоваться поддержка «Зеленых» в Бундестаге. В какой форме и на каких условиях эта поддержка может реализоваться, неизвестно. Но в этом уже заложены причины возможного правительственного кризиса.
Это, несомненно, будет осложнять формирование правительства большинства и ставить Мерца в зависимость от других политических сил в Бундестаге.