![]() |
Британский премьер-министр Кир Стармер намерен сохранить для своей страны статус особо важного союзника США. Фото Reuters |
Стармер в четверг, 27 февраля, приедет в Вашингтон на встречу, которую британские СМИ называют важнейшей для британских политиков со времен окончания Второй мировой войны. Глава кабмина обсудит ряд тем с Дональдом Трампом. Помимо украинского вопроса и разрешения конфликта между Москвой и Киевом лидеры поднимут тему торгового сотрудничества, которое может из стадии ожидания торговой сделки перейти в куда более неблагоприятный сценарий повышения тарифов. Немалую роль сыграют личные связи лидеров. Они, несмотря на разницу их философий, взглядов и биографий, пока находятся на хорошем уровне.
Стармер предпочитает в целом не раскрывать своих планов и характера дискуссий с Трампом, как это делал президент Франции Эмманюэль Макрон, отмечает газета The New York Times. Ясно только, что общий язык им будет найти не так-то просто. Лейбористскую партию, к которой относится премьер, трамписты никогда не числили в своих союзниках. К тому же Стармер и Трамп – во многих отношениях антиподы по своей биографии. Британский премьер – карьерный чиновник, представитель того самого «глубинного государства», с которым нынешний американский президент воюет в Америке. С бизнесом Стармер не был связан никогда. Его и Трампа взгляды на то, как должны развиваться их страны, во многом расходятся. Стармер поднимает налоги, в том числе на бизнес. Трамп, будучи республиканцем, является сторонником снижения налогового бремени. Стармер, в отличие от американского президента, никогда не делал борьбу с нелегальной миграцией приоритетом своей политики. Напротив, он твердой рукой подавил антимигрантские протесты, чем вызвал, кстати, негодование Илона Маска. Наконец, Стармер – бывший прокурор, а Трамп – человек со спорной репутацией, имеющий проблемы с законом. И, как пишут британские СМИ, встреча с Трампом станет для Стармера главным дипломатическим испытанием за всю его карьеру.
Вместе с тем Трамп никогда не скрывал, что у него с британским премьером «разная философия», что не мешает американскому президенту по крайней мере с уважением относиться к лидеру лейбористов.
Перед выездом в Вашингтон Стармер сделал заявление, которое должно понравиться его американскому собеседнику, создав хороший фон для переговоров. В стенах британского парламента он объявил, что к концу работы парламента, то есть до 2030 года, намерен повысить до 3% ВВП затраты на оборону. В ближайшие два года эта цифра может вырасти до 2,6% ВВП. Напомним, что еще в 2014 году саммит НАТО, проходивший, кстати, в Великобритании, в Уэльсе, решил, что каждая страна альянса должна повысить свои оборонные расходы до 3% ВВП. Попытки Трампа добиться, чтобы это решение выполнялось, – причина многолетних постоянных трений между ним и европейскими союзниками США. Сейчас Белый дом еще и поднял планку, настаивая на повышение оборонных расходов до 5% ВВП.
Великобритания при прежних правительствах скорее отдалялась от этой цифры, чем приближалась к ней. Теперь, если слова Стармера не останутся словами, ежегодные траты на оборону с 2027 года повысятся на 13,6 млрд фунтов. А сделано это будет за счет помощи другим странам. Траты на нее должны снизиться с 0,5% от ВВП до 0,3% ВВП уже в ближайшие два года. Стармер подчеркнул, что безопасность британцев стоит перед правительством на первом месте. Он не уточнил, будет ли сокращаться и помощь Украине тоже.
Также Bloomberg сообщает о том, что Лондон намерен предложить принять у себя конференцию по украинскому вопросу. Даунинг-стрит отнюдь не собирается оставлять эту сферу лишь Франции.
В отличие от евробюрократов Стармер пытается соблюдать баланс и не идти в открытую конфронтацию с Трампом. Более того, для него открывается возможность стать посредником между бюрократической Европой и трамповской администрацией. Великобритания уже в немалой степени обособлена от Евросоюза после брекзита. В стране надеются, что в случае повышения тарифов на европейские товары решение Трампа не распространится на Соединенное Королевство. Американский президент намеренно держит британцев в подвешенном состоянии. Однако ряд аналитиков считают, что после брекзита американцы могут быть заинтересованы в британцах даже меньше. До этого через «особых» партнеров Вашингтон мог оказывать влияние на Брюссель, теперь же ситуация поменялась.
Идеальным сценарием могло бы быть заключение торговой сделки, которую Трамп обещал британцам после брекзита. Многие сторонники брекзита убеждали, что торговые связи с Соединенными Штатами заменят стране европейский рынок. Однако Трамп эту тему пока не поднимал.
Перспективы улучшения торговых отношений, конечно, Стармер тоже постарается обсудить. До этого британский премьер встречался с Трампом в Нью-Йорке в апартаментах последнего в сентябре прошлого года. Показательно, что с Камалой Харрис он тогда встречаться не стал или не смог. До этого Стармер заявлял, что для него важно иметь личные связи с политиками. Это тоже своеобразная дань уважения Трампу.