Фото Reuters
Во вторник Мелани Жоли, глава МИД Канады, председательствующей в G7, рассказала журналистам, что члены элитного клуба не смогли принять совместное заявление, приуроченное к третьей годовщине начала боевых действий в Украине. По ее словам, острые разногласия возникли по поводу позиции Вашингтона.
Встреча лидеров G7, в которую входят Великобритания, Германия, Италия, Канада, США Франция, Япония, была созвана в онлайн-формате премьер-министром Канады Джастином Трюдо, чтобы выразить солидарность с Украиной в третью годовщину боевых действий. «Они, – как не преминул подчеркнуть Дональд Трамп, – никогда бы не начались, если бы я был президентом». По окончании переговоров финального коммюнике не появилось.
Отвечая в ходе виртуального брифинга на вопрос о причинах отсутствия совместного заявления, Жоли ответила: «Мы все еще ведем переговоры. Канада и другие страны не согласны с позицией, которую отстаивают США».
Канадский министр отметила, что за последние три года она не припомнит случая, чтобы G7 так «напряженно» согласовывала какой-либо документ. По ее словам, Вашингтон возражает против формулировки о «российской агрессии» в любом совместном заявлении G7. «Это изменившаяся ситуация, и мы будем продолжать взаимодействовать, но я работаю министром иностранных дел уже три с половиной года, и это никогда не было настолько интенсивным с точки зрения дипломатического взаимодействия, мягко говоря», – цитирует Жоли Reuters.
Генсек кабинета министров Японии Ёсимаса Хаяси подтвердил, что дискуссии относительно компромиссных формулировок заявления продолжаются. «Что касается совместного заявления лидеров G7, то мы координируем вопрос о том, когда и какое послание должны опубликовать лидеры G7 в условиях быстро меняющейся ситуации», – сказал он, отвечая на вопрос о причинах отсутствия коммюнике по итогам состоявшегося накануне онлайн саммита «большой семерки».
Вместе с тем, по словам Хаяси, на этом мероприятии лидеры G7 подтвердили «единство в стремлении к скорейшему установлению мира в Украине». В Токио, отметил он, внимательно следят за событиями вокруг Украины и считают важным «единство международного сообщества, включая США и ЕС», по этому вопросу.
Контуры плана Трампа по достижению мирного соглашения по Украине все еще недостаточно четкие, но линии разлома между Вашингтоном и союзниками уже проявляются вполне отчетливо. Как сообщило агентство Bloomberg со ссылкой на источники, США пригрозили странам G7 отозвать поддержку совместного заявления по Украине из-за нескольких положений, касающихся России. По данным агентства, Вашингтон был против использования осуждающей Москву формулировки и призыва к ужесточению санкций в области энергетики. А по информации газеты The New York Times, в Белом доме стремятся не допустить, чтобы совместное заявление G7 могло помешать переговорам с Россией.
И это при том, что еще на прошлой неделе под давлением США из проекта коммюнике уже были удалены упоминания об атлантической интеграции Украины, о незаконности боевых действий РФ и об указаниях ограничить предельные цены на российскую нефть. Первоначальный вариант документа призывал к миру посредством «прочных гарантий безопасности для Украины, с войсками и ресурсами на местах, в сочетании с надежным международным надзором для мониторинга согласованных линий соприкосновения». Эту формулировку значительно смягчили, сохранив лишь пассаж о «прочных гарантиях безопасности и интеграции Украины в ЕС».
Что же касается идеи Трампа вернуть Россию в «большую семерку» и восстановить формат G8, то здесь тоже не все однозначно. Если президенту США и удастся уговорить в этом плане французского коллегу Эмманюэля Макрона или прибывающего с визитом в Вашингтон премьера Британии Кира Стармера, то позицию Германии после воскресных выборов в Бундестаг вряд ли кто-то может спрогнозировать.
Впрочем, министр финансов ФРГ Йорг Кукис заверил во вторник, что Россия не будет принята в G7, как того требовал Трамп. «Предложение Трампа не получит необходимого единодушия», – уточнил он перед отлетом в Кейптаун на встречу министров финансов G20. При этом Кукис сказал, что «большая семерка» может обсудить давнее предложение по использованию 300 млрд долл. российских суверенных активов, замороженных в Европе, для восстановления Украины. Однако, по его словам, «дискуссии только начинаются и, наверное, еще немного рано об этом говорить».