Министр обороны Саудовской Аравии принц Халид бин Сальман надеется, что Америка не забудет о своих партнерах на Востоке. Фото Reuters
Министр обороны Саудовской Аравии принц Халид бин Сальман прибыл с визитом в США. Одной из тем переговоров стала региональная безопасность. На Ближнем Востоке опасаются, что Вашингтон в скором времени санкционирует израильскую операцию против ядерных объектов Ирана, а это запустит новый цикл эскалации. В Тегеране открыто говорят о том, что прямое посягательство на его ядерную инфраструктуру больно отзовется для региональных столиц. Саудовская сторона, которая в 2023 году восстановила с Ираном дипломатические отношения, как кажется, боится попасть под горячую руку.
Саудовского министра обороны принял у себя глава Пентагона Пит Хегсет. Шеф американского военного ведомства дал понять, что именно Иран в эти недели находится в центре переговорной повестки. Исламская Республика «вызывает большую озабоченность» на Ближнем Востоке, рассказал Хегсет, однако не стал раскрывать подробности того, в каких именно аспектах обсуждается эта угроза. Другой темой встречи министров стало развитие двусторонних отношений между США и их аравийским союзником. «Мы будем добиваться мира посредством силы и ставить Америку на первое место. Но это вовсе не означает игнорирования партнерских отношений», – подчеркнул перед началом закрытой части переговоров Хегсет.
На закате президентского срока Джозефа Байдена спецслужбы США собрали развединформацию, согласно которой Израиль рассматривает возможность «значительных» ударов по ядерной инфраструктуре Ирана. В еврейском государстве убеждены, что сейчас самый подходящий момент: Тегеран, согласно этим оценкам, так и не успел восстановить свою систему противовоздушной обороны после прямых атак израильтян. Как считают в американском разведсообществе, правительство премьер-министра Биньямина Нетаньяху захочет продавить администрацию действующего президента Дональда Трампа на поддержку силового сценария. И Трамп в отличие от Байдена более восприимчив к аргументам Израиля, считают спецслужбы.
Как сообщила 25 февраля со ссылкой на источники газета The Telegraph, в Иране всерьез опасаются, что США «могут присоединиться» к атаке. По сведениям издания, Исламская Республика предпринимает значительные шаги, чтобы укрепить свои ядерные объекты. «Они просто ждут атаки, предвидят ее каждую ночь, и все находятся в состоянии повышенной готовности – даже в тех местах, о которых никто не знает, – заявил собеседник The Telegraph. – Работы по укреплению ядерных объектов ведутся уже много лет, но за последний год они активизировались… Было развернуто несколько дополнительных установок ПВО, однако у иранцев есть понимание, что эти средства могут оказаться неэффективными в случае крупномасштабного удара».
Пока Трамп публично настаивает на заключении с Ираном нового ядерного соглашения, которое ограничит иранскую атомную промышленность и снизит военные риски. О восстановлении оригинальной ядерной сделки 2015 года – Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) речи уже никто не ведет. Как заявил на днях гендиректор Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Рафаэль Гросси, СВПД – это «пустая оболочка». «Не думаю, что кто-то верит, будто СВПД играет какую-то роль на данный момент. Это соглашение было рассчитано на определенное время. Сейчас, несмотря на то что вы думаете про его достоинства и недостатки, говоря технологическим языком, оно полностью вытеснено», – пояснил Гросси.
Как уточнил директор МАГАТЭ, текст СВПД содержит устаревшую информацию. Это касается даже видов центрифуг, которые сейчас используются Ираном. Однако, по словам Гросси, в переговорном процессе, если он будет перезапущен, «может быть продолжена философия СВПД». Она, в свою очередь, предполагает ограничение иранской «деятельности в обмен на вознаграждения».
Возможный отказ Ирана от проекта нового соглашения спровоцирует США и Израиль на операцию, заявили источники американского издания Al-Monitor. В этом случае администрация Трампа передаст еврейскому государству все необходимые виды тяжелых бомб, а также окажет помощь израильской авиации. Отдельно собеседники Al-Monitor указывают на то, что США, со своей стороны, попытаются инициировать блокаду Ирана с моря – чтобы лишить его возможностей восстановиться. «В этих обстоятельствах для Ирана откроются врата ада, но теперь по-настоящему. Трамп даст Нетаньяху разрешение. Сами американцы тоже не будут сидеть сложа руки, а помогут Израилю всем необходимым для успешной атаки», – рассказывают источники Al-Monitor.
Впрочем, в Тегеране публично уверяют, что смогут отразить любое нападение. Так, выступая на церемонии открытия учений «Великий пророк – 19», глава Генерального штаба вооруженных сил Ирана генерал-лейтенант Мохаммад Багери проинформировал, что система противовоздушной обороны Исламской Республики сейчас «находится на пике» своей боеготовности. «Незначительные повреждения, которые ей были нанесены, полностью устранены», – пояснил военачальник, имея в виду состоявшуюся в октябре 2024 года израильскую операцию «Дни покаяния». Она была нацелена не только на ослабление местных заводов по производству ракетных снарядов и боевых дронов, но и на средства ПВО, окружавшие важнейшие объекты.
«Если безопасность Ирана окажется под угрозой, то под угрозой окажется безопасность и всего региона, и создателей нестабильности, и их региональных союзников», – подчеркнул Багери во время учений. Он не стал уточнять, кто именно из региональных игроков может попасть под ответные удары, однако пояснил: Тегеран будет считать виновными всех, кто принимал участие в снабжении израильских истребителей, а также в оперативном планировании. Такая угроза, по мнению оппозиционных Тегерану телеканалов, звучит из уст иранских военачальников впервые.
В этой ситуации Саудовская Аравия, как сообщал ранее канал CNN, даже выразила готовность принять и организовать на своей площадке переговоры между США и Ираном. Очевидно, чтобы избавить себя и весь Ближний Восток от приближающейся большой войны.