Министр торговли и бизнеса Великобритании Джонатан Рейнольдс постарается быть успешнее в отношениях с Индией, нежели его предшественники – тори. Фото Reuters
Великобритания намерена подписать торговое соглашение с Индией, которое открыло бы для бизнеса огромный рынок бывшей колонии. Однако Дели, понимая, что соглашение необходимо прежде всего Лондону, не торопится удовлетворять условия британцев. Индия постарается добиться лучших условий для своих студентов и служащих, а также для легкой промышленности.
Министр торговли и бизнеса Великобритании Джонатан Рейнольдс вылетел в Дели для переговоров с министром торговли и промышленности Пиюшем Гоялем. Это станет уже пятнадцатым по счету раундом переговоров. Однако для лейбористов этот раунд станет первым, поскольку до них добиться сделки безуспешно пытался целый ряд представителей тори. Не удалось этого достичь даже бывшему премьер-министру страны индийского происхождения Риши Сунаку. Однако британские СМИ отмечают, что Сунак все же был довольно близок к соглашению.
Помешали внутриполитические проблемы самих тори. В мае Сунак пошел на весьма спорный ход: объявил о проведении досрочных выборов в тот момент, когда рейтинги консерваторов опустились до исторического минимума. Напомним, победу на выборах убедительно одержали лейбористы. Правда, уже через два месяца они тоже лишились симпатий населения.
Так или иначе, досрочные выборы, по сути, привели к приостановке работы на треке достижения торговых договоренностей. Хотя, по злой иронии, именно правительство Сунака объявило в марте прошлого года о том, что договор нельзя ратифицировать до тех пор, пока в Индии не пройдут выборы.
Смена власти в Британии неизбежно привела к новым проволочкам. В итоге переговорами с Индией лейбористы занялись только сейчас. Вместе с Рейнольдсом в Индию отправился и ряд других чиновников, а также предпринимателей.
Лондон требует устранения пошлин, прежде всего на автомобили и виски. А индийцы хотят, чтобы в бывшую метрополию беспрепятственно шла продукция легкой промышленности, в частности текстиль.
Но есть вопросы и другого характера, касающиеся трудовой миграции. Дели хочет облегчить приезд в Британию своим гражданам, которые намерены там работать или учиться. Также индийцы желают решить вопрос со страховыми отчислениями: их индийские работники вынуждены делать в полном объеме, несмотря на то что на пенсионное обеспечение со стороны Британии они не претендуют.
Британия в ответ требует более легкого доступа своим финансовым и юридическим компаниям.
И все-таки если говорить о том, кому потенциальная сделка важнее, ответ очевиден – торговое соглашение необходимо прежде всего Британии. Страна продолжает бороться с экономическим кризисом, а свободный доступ на огромный индийский рынок мог бы стать подспорьем для развития многих британских компаний. Поэтому преимущество на переговорах имеется у Дели.
Старший научный сотрудник Центра британских исследований Института Европы РАН Олег Охошин в разговоре с «НГ» отметил, что именно Лондон максимально торопил заключение сделки, что вызывало дополнительное раздражение Дели.
«Переговоры начались в январе 2022 года, и тогда Борис Джонсон заявил, что сделки следует ждать уже через полгода, на что Гоял буквально ответил, что Индия ни с какой страной не намерена заключать сделки в таком режиме, когда Дели «приставляют пистолет к голове». А Индия резонно хотела детально изучить предложенные условия», – напоминает эксперт.
Он отметил, что кабинет Кира Стармера ведет себя более сдержанно, и это может дать результат. Лондону следует запастись терпением и не торопить Дели подписать документ с максимальными выгодами для британцев, а найти с индийцами компромиссы по целому ряду имеющихся вопросов.
Охошин добавил, что между Индией и Британией уже налажено сотрудничество по ряду вопросов. Например, ученые двух стран помогали друг другу в разработке и производстве вакцин от коронавируса. Также ведутся совместные исследования в области генетики. Наконец, между Дели и Лондоном действует меморандум о сотрудничестве в сфере фармацевтики.
Не может не беспокоить Лондон и политическая обстановка – усиление сотрудничества Индии и политического противника Британии – России точно не нравится Даунинг-стрит.
Есть и еще один фактор, торопящий британцев. С индийцами торговое соглашение уже заключила Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), в которую входят Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария. Это, конечно, бьет по самолюбию британцев, которые исторически имели гораздо более развитые связи с Индией.
Впрочем, ЕАСТ для заключения соглашения потребовалось практически пятнадцать лет.