Верховный лидер Ирана Али Хаменеи подчеркивает, что вступать в переговоры с США попросту неразумно. Фото Reuters
Саудовская Аравия готова стать посредницей в заключении новой сделки по иранской ядерной программе. Об этом заявили чиновники королевства, комментируя намерение президента США Дональда Трампа договориться с Тегераном. В Вашингтоне хотят подписать с Ираном более жесткое ядерное соглашение, чем Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) 2015 года. Выбор у руководства Ирана невелик: США и Израиль, как кажется, договорились о силовом сценарии, который реализуется в случае провала переговоров.
О том, что саудовский правящий дом хочет стать медиатором между Вашингтоном и Тегераном, сообщили источники канала CNN. По этой информации, в Эр-Рияде рассматривают проект нового ядерного соглашения, продвигаемого Трампом как реальный способ предотвратить переход Ирана к атомной программе военного характера.
Саудовская сторона нормализовала отношения со своим соседом по Персидскому заливу в 2023 году при посредничестве Китая и теперь всерьез полагает, что снизить текущую напряженность на Ближнем Востоке можно только за счет гибкости и взаимного учета интересов. CNN подчеркивает: по мнению Эр-Рияда, комплексное давление может лишь ухудшить ситуацию и вынудить Тегеран разрабатывать ядерную бомбу.
Сообщения канала CNN появились в тот момент, когда в королевство направились переговорные команды США и России – для диалога по украинскому досье. Возглавляющий американских переговорщиков глава Госдепартамента Марко Рубио в то же время намеревался ознакомить саудовский правящий дом с деталями трамповской инициативы по расселению жителей сектора Газа, которая предполагает превращение анклава в «Ривьеру Ближнего Востока». Несмотря на полную уверенность Трампа в успехе этого девелоперского проекта, предложение создает серьезный триггер в отношениях США с Саудовской Аравией. Королевство ранее заявило, что не сможет смириться с расселением палестинцев, и встало в открытую оппозицию этому плану.
Что касается перспектив возможного соглашения с Ираном, то ее Трамп не раз обрисовывал публично. Он утверждал, что его намерение санкционировать удар по Исламской Республике слишком преувеличено и сторонам лучше договориться на взаимовыгодных условиях, чем дальше углублять конфронтационную повестку.
Накануне спецпосланник президента США по Ближнему Востоку Стивен Уиткофф пояснил в разговоре с телеканалом Fox News: «Президент сказал, что они (иранцы. – «НГ») не получат бомбу. Если они создадут бомбу, это спровоцирует ядерную гонку, а этого нельзя допустить. Но президент также заявил, что этот вопрос может быть решен дипломатическими методами. И если Иран проявит заинтересованность в дипломатическом урегулировании, американское правительство будет открыто для подобных обсуждений».
О параметрах продвигаемого Трампом ядерного соглашения известно крайне мало. Как рассказали дипломатические источники американского издания Al-Monitor, это будет гораздо более жесткий и требовательный документ, чем СВПД, заключенный при экс-президенте Бараке Обаме. «Если Трамп добьется ядерного соглашения с Ираном, можно предположить, что это будет лучшее соглашение, чем соглашение времен Обамы, – обращает внимание один из израильских собеседников Al-Monitor. – Даже Нетаньяху считает, что значительная часть требований Израиля по такому соглашению будет выполнена благодаря его сотрудничеству с Соединенными Штатами».
По этим же сведениям, США уверили Израиль, что в случае срыва переговоров по новой ядерной сделке силовой сценарий в отношении Ирана неизбежен. Вашингтон гарантировал, что в этих обстоятельствах окажет ближневосточному союзнику всю необходимую поддержку для проведения операции против ядерной инфраструктуры регионального противника. Такие меры могут включать в себя дозаправку ВВС Армии обороны Израиля в воздухе, обеспечение прикрытия для истребителей, передача Израилю мощнейших противобункерных бомб, а также блокирование морских путей вокруг Ирана, чтобы перерезать ему линии снабжения, уточняют источники Al-Monitor.
Пока Трамп настаивает на переговорах о новом соглашении, риторика иранского официоза предельно ужесточается. Так, верховный лидер Ирана Али Хаменеи недавно подчеркнул, что вести переговоры с США попросту неразумно. А в понедельник идею нового соглашения с Вашингтоном прокомментировал официальный представитель МИД Эсмаил Багаи. «Заявления американских чиновников о переговорах нельзя воспринимать всерьез, потому что слова должны соответствовать делам. Нельзя угрожать уничтожением – и вместе с тем выступать за диалог. Эти слова полны противоречий и лицемерия», – подчеркнул дипломат.
Вместе с тем в Тегеране уверяют, что не боятся бомбардировок, и обещают создать в сотни раз больше ядерных объектов на своей территории, если США и Израиль посмеют провести авиаоперацию по ослаблению действующих исследовательских и промышленных объектов.
Но Вашингтон переубедить трудно. В интервью телеканалу Fox News помощник президента США по национальной безопасности Майк Уолтц разъяснил эту позицию: «Это будет иметь экзистенциальное значение не только для Израиля – это имеет экзистенциальное значение для всего мира, потому что это (получение Ираном бомбы. – «НГ») спровоцирует гонку ядерных вооружений на Ближнем Востоке». Уолтц пояснил: в Белом доме рассматриваются «все варианты». «Среди них и переговоры с Ираном, если он захочет отказаться от всей своей программы и не будет заниматься играми, как мы видели в прошлом», – заметил чиновник.
«Могу пообещать вам следующее: президент Трамп абсолютно серьезен, убийственно серьезен, когда он говорит, что Иран никогда не сможет иметь атомную бомбу», – добавил Уолтц, выступая на Fox News. По его словам, если Исламской Республике и удастся получить военный атом, то это произойдет точно не во время второго срока Трампа.
Остается только гадать, может ли Саудовская Аравия оказать существенное влияние на позицию США, чтобы помочь им в поиске компромиссных решений на фоне оппозиции со стороны Ирана.
Не стоит забывать, что фонды аравийских государств являются важными игроками не только в американской сфере недвижимости, но и в венчурном капитале и частных инвестиционных компаниях. По данным организации Global SWF, почти 5 трлн долл., находящихся на государственных счетах в США, – это результат вливаний суверенных фондов благосостояния стран Ближнего Востока.
Бизнес-империю Трампа и аравийскую монархию также связывают давние деловые отношения. Еще в прошлом году принадлежащая семье действующего президента США компания The Trump Organization проинформировала, что намерена запустить масштабные проекты в саудовской юрисдикции. Так, в городе Джидда, который находится на побережье Красного моря, The Trump Organization пообещала реализовать масштабную инициативу стоимостью почти в 500 млн долл. А сын главы государства Эрик Трамп, который входит в топ-менеджмент The Trump Organization, отмечал, что это не последний девелоперский проект в странах Персидского залива, потому что потенциал этих региональных игроков огромен.