Спецпосланник Трампа по Украине Кит Келлог уверяет, что есть еще дополнительные рычаги давления на Москву. Фото Reuters
Дональд Трамп по-прежнему не дает скучать политологам, аналитикам и всему мировому общественному мнению. Его яркие заявления и решения во внутренней и внешней политике США уже породили немало тревог, осуждений, как, впрочем, восхищения и надежд у другой части публики.
Трамп готов аннексировать Гренландию, присоединить Канаду, вернуть Соединенным Штатам Панамский канал и, наконец, закончить строительство стены на границе с Мексикой. И конечно же, тарифы, тарифы, тарифы… Уже повышены пошлины на товары, ввозимые из Китая, та же участь грозит и соседям по Североамериканскому соглашению о свободной торговле. Да и европейским партнерам придется раскошелиться на американские энергоносители, продукты питания и автомобили. Трамп активно использует тарифную политику на международной арене.
Нас, в России, конечно, больше всего интересует то, что касается позиции президента США относительно Украины. Серия заявлений по этому вопросу началась достаточно скромно – с констатации, что вот если бы он, Трамп, был у власти после выборов 2020 года, то вооруженного столкновения на Украине никогда бы не было. Ближе к выборам 5 ноября 2024 года последовало и громкое заявление: я приду и еще до инаугурации наведу мир и порядок в Украине за 24 часа. Заняв место в овальном кабинете Белого дома, он существенно умерил амплитуду своих заявлений и воспользовался поддержкой ассистентов, назначив Кита Келлога своим уполномоченным по решению украинского конфликта и предоставив ему 100 дней на исполнение.
Но время идет, публика томится в ожидании… На первых неделях пребывания у власти украинскую катастрофу внешней политики США и Евросоюза можно было легко списать на команду Джозефа Байдена. И действительно, администрация демократов наломала немало дров на украинском треке. Но о Джозефе Байдене уже начинают забывать. И очень скоро публика спросит: а где решающий шаг к урегулированию украинского кризиса?
Пока что ничего, кроме не очень внятных обещаний «встретиться с Путиным и решительно переговорить». Вот-вот, мол, состоится телефонный разговор, а за ним последуют дата и место встречи. Венгрия и Казахстан вроде бы уже готовы предоставить место для возможного российско-американского саммита.
Москва, в свою очередь, тоже не уходит в сторону от обсуждения возможности будущей встречи. При этом российская сторона дает понять, что не ограничивает повестку будущих переговоров только Украиной. В отношениях между двумя великими державами накопилось немало и других вопросов – ситуацию глубокого кризиса в отношениях между Россией и США никак нельзя назвать нормальной.
Но ни Кремлю, ни Белому дому не нужна встреча ради встречи. Когда встречаются лидеры двух великих держав в обстановке кризиса в мировой политике, мир ждет от них если не сиюминутных шагов в направлении урегулирования кризиса, то по крайней мере четкого выражения готовности к снятию напряженности в отношениях между ними.
И вот тут-то у Трампа начинаются проблемы. Он мог бы решительно и быстро урегулировать украинский кризис, заявив о прекращении поставок вооружений и оказания финансовой помощи Киеву. Но нужно решить проблему легитимности верховной власти в Киеве, а для этого провести президентские выборы, чего, кстати, Трамп уже потребовал от Зеленского, но пока без успеха.
Самое главное, что предложить Москве. Альфа и омега американской позиции – немедленное прекращение огня в Донбассе. Но Кремль это не устраивает, российской стороне нужно не просто перемирие, в ходе которого ВСУ получит новые вооружения и переформируется. Москве нужно хорошо продуманное и гарантированное (юридически и технически) полномасштабное урегулирование, включающее признание границ Крыма и Новороссии в составе России, нейтральный статус Украины, отказ коллективного Запада от приема Киева в НАТО, гарантии прав человека и демократические свободы для всего населения Украины. А к этому сейчас не готовы ни Трамп, ни его европейские союзники, ни тем более президент Украины Владимир Зеленский. Хотя подтверждение легитимности последнего – тоже большая проблема.
Европейские союзники, наоборот, требуют от Дональда Трампа новых и новых обязательств по оказанию давления на Россию с тем, чтобы принудить ее к прекращению огня на условиях Брюсселя. К тому же в самой команде американского президента обозначилось крыло «ястребов». Тот же Кит Келлог и советник по национальной безопасности Майк Уолтц уверяют своего патрона в том, что есть еще дополнительные рычаги давления на Москву. Поэтому Трамп оказался в двусмысленном положении, одновременно манипулируя обоими традиционными инструментами американской внешней политики – и кнутом, и пряником.
Что касается кнута, то это средство наименее эффективно в отношениях с Москвой. Можно, конечно, еще более ужесточить экономические санкции. Но предшествующий опыт показал, что Россия уже преодолела барьер зависимости от экспорта энергоносителей. Правительству РФ и политическому руководству удалось диверсифицировать направление поставок нефти и газа.
Что касается пряника, то тут тоже не все однозначно. При желании американские эксперты могут сформулировать целый спектр различного рода уступок и поблажек для Москвы. Вопрос только в том, чего они захотят взамен. Россия уже заняла резервную (крайнюю) позицию на всех возможных переговорах по украинскому урегулированию, и эта позиция изложена в проекте документа о взаимных гарантиях безопасности России и США, представленном американским представителям в Женеве еще в декабре 2021 года. Это позиция еще раз уточнена Владимиром Путиным 14 июня 2024-го.
У Трампа сейчас есть уникальная возможность принять эти, элементарные реалистические условия и разрубить гордиев узел противоречий вокруг Украины. Конечно, при этом неизбежны репутационные потери, так как противники Трампа по всему миру заговорят о его «измене» делу демократии. Но пока еще не захлопнулось благоприятное окно возможностей, позволяющее свалить все на своего предшественника – Джозефа Байдена.