Фото Reuters
Президент США Дональд Трамп пообещал ввести 25-процентные пошлины на ввоз стали и алюминия. От решения главы Белого дома в случае его проведения пострадают прежде всего Канада, Бразилия и Мексика. Однако Трамп намерен расширить сферу «торговой войны» и обложить ответными пошлинами все страны, которые вводят ограничения на импорт американских товаров. Действия США могут обострить отношения с такими крупными партнерами, как Евросоюз и Китай. Другое дело, что сопротивляющиеся президенту США обрекают себя на большие потери.
Решение Трампа о введении пошлин на ввоз алюминия и стали может ударить по важным отраслям промышленности самих Соединенных Штатов. Об этом заявил министр инноваций Канады Франсуа-Филипп Шампань в социальных сетях. Он пояснил, что канадский металл дает необходимый ресурс оборонной промышленности, производству автомобилей и кораблестроению США.
При этом с января по февраль 2024 года Канада поставила 79% импортированного в США алюминия. Пока главным пострадавшим от торговой политики американского президента остаются канадцы, которые практически полностью ориентированы на американский рынок.
Во время первого президентского срока Трамп вводил пошлины на ввоз стали и алюминия в размере 25 и 10% соответственно. Однако вскоре он сделал исключение для главных поставщиков – Канады, Мексики и Бразилии. Мексика, к слову, второй экспортер алюминия в США после Канады.
Другие важные поставщики черных металлов – Южная Корея, Вьетнам и Индия. В Дели, по данным агентства Reuters, уже задумались о возможности снижения пошлин на американские товары в обмен на то, чтобы Вашингтон воздержался от повышения тарифов на индийскую продукцию.
Этот вопрос премьер-министр Индии Нарендра Моди может обсудить уже в среду во время своего визита в США. Впрочем, не факт что дискуссия с индийским премьером будет для Трампа легкой. Глава Белого дома сам признавался, что при всей своей обаятельности Моди является одним из самых жестких и неуступчивых переговорщиков.
Не так легко на обсуждение вопроса о тарифах идет Пекин, с которым отношения у Вашингтона очень непростые последние 10 лет. Более того, Поднебесная принимает ответные меры и вводит 15-процентные пошлины на ряд американских товаров, таких как СПГ, уголь, сельхозоборудование стоимостью 14 млрд долл. Также китайские правоохранители расследуют деятельность Google и ряда других американских компаний в стране.
Однако, как указывают британские СМИ, шаги Пекина выглядят не как реальное симметричное противодействие политике Трампа и дают вполне конкретные возможности для переговоров.
Более деликатна позиция Евросоюза – там пока не спешат принимать ответных мер до принятия официальных решений Трампом. Американский президент жаловался на то, что на ввоз автомобилей из США в ЕС действует пошлина в размере 10%. Тогда как в США европейские авто облагаются пошлиной всего в 2,5%.
«Стоит понимать, что Трамп мыслит категориями еще 80-х годов прошлого века и видит свою задачу в реиндустриализации страны. Он хочет, чтобы производства вернулись в США. Причем речь идет как об американских компаниях, которые долгое время размещали свои производства вне страны, в частности автомобилестроение переносилось в Мексику, так и об иностранных компаниях. Например, японцы могут снова размещать заводы в США, как они уже делали в 1980-х годах под давлением Рональда Рейгана», – поясняет заведующий кафедрой международных организаций и мировых политических процессов ФМП МГУ Андрей Сидоров.
Стоит напомнить, что Трамп, как и Джозеф Байден, не одобряет сделки по покупке US Steel японской Nippon Steel. Дело не в прибыльности предприятия, а в стратегической важности производства стали.
В разговоре с «НГ» эксперт добавил, что Вашингтон стремится избавиться от торгового дефицита, особенно явного в случае с Китаем.
«До этого у Трампа уже была сделка с Пекином: при торговом дефиците в 30 млрд долл. в месяц китайцы обязывались вкладываться в американскую экономику, в частности в разработку нефти на Аляске, и покупать больше американских товаров. Сейчас же, видимо, вторая сделка пока не задалась. Но Китай в уязвимом положении, тем более что он имеет немалые вложения в американские бумаги», – рассуждает Сидоров.
Судьба же USMCA (Соглашение о свободной торговле между США, Канадой и Мексикой) пока остается неясной. Не определился с ответом и Евросоюз. Возможно, Брюссель выскажет свою позицию на этой неделе на встречах с членами администрации Трампа в ходе их визитов в Европу.
«России же куда важнее сейчас сохранить торговый флот, деятельности которого препятствует ЕС. Формально имиджу Москвы удар не наносится, поскольку суда плывут под другими флагами, но экономический ущерб может быть велик. А вот что касается отношений Брюсселя и Вашингтона, то здесь для Еврокомиссии могут наступить непростые времена, поскольку Трамп и его представители предпочитают общаться с лидерами государств напрямую, возвращая Европу в эпоху национальных государств», – говорит Сидоров.