Танкеры на Балтике теперь находятся под особым наблюдением. Фото Reuters
Копенгаген усилит меры безопасности, касающиеся танкеров, которые могут представлять проблему для экологии и мореплавания. Об этом говорится в заявлении Морского управления королевства. Однако вряд ли этот шаг остановит транспортировку нефти через Балтийские проливы. Танкеры просто перестанут останавливаться в порту Скаген, где должен осуществляться их досмотр.
Досмотр танкеров – ответ на «активность старых судов, перевозящих нефть через датские проливы», отмечается в заявлении Морского управления Дании. Эти проливы – основной морской путь, соединяющий Балтику с Северным морем и Мировым океаном.
Ранее датское ведомство подобных действий не предпринимало. Теперь тщательный досмотр танкеров станет дополнением к проверке их страховых свидетельств.
Как рассказал «НГ» научный сотрудник отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН Никита Белухин, действия Дании являются продолжением ее предыдущих инициатив. Так, 14 декабря пять государств Северной Европы, три страны Балтии, а также Германия и Великобритания опубликовали совместное заявление об усилении проверок страховых документов танкеров, транспортирующих нефть через Финский залив, Балтийские проливы, пролив Каттегат и Ла-Манш. Те танкеры, которые отказываются от сотрудничества с морскими службами этих стран, заносятся в особый реестр.
Согласно опубликованному 5 февраля на сайте Морского управления Дании заявлению, речь идет о проверке страховых документов, технического состояния и соблюдения экологических норм и морской безопасности тех судов, которые бросают якорь в порту Скаген на севере Ютландии. В этой гавани для пополнения запасов, техобслуживания, смены экипажа и других портовых мероприятий останавливается большое число судов. Особое внимание датские власти собираются уделять танкерам с большим сроком службы.
«Действия Дании осуществляются в рамках Парижского меморандума о взаимопонимании по контролю судов государством порта от 1982 года. Согласно документу, Копенгаген имеет полномочия на проверку наличия страховки, которую танкеры, перевозящие более 2 тыс. т нефти, обязаны иметь в соответствии с Международной конвенцией о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью от 1992 года. Действия датских властей опираются на этот документ, но речь об изменении правил прохода через проливы не идет», – пояснил Белухин.
Меры датских властей распространятся только на суда, бросившие якорь в гавани Скагена. И вполне вероятно, что этот шаг не остановит транспортировку нефти через Балтийские проливы. А танкеры просто перестанут останавливаться в этой локации, полагает эксперт.
Вместе с тем в Копенгагене подчеркивают, что в первую очередь будет осуществляться досмотр танкеров, подозреваемых в причастности к так называемому теневому флоту России. Он оказался в центре внимания не только из-за якобы нелегальной транспортировки российской нефти, но и на фоне инцидентов с повреждением подводной инфраструктуры на Балтике.
В интервью британской The Times министр иностранных дел Финляндии Элина Валтонен выразила сомнения в случайном характере серии повреждений подводных кабелей, произошедших в конце 2024 года. По ее словам, «чрезвычайно маловероятно», что все четыре инцидента подряд произошли случайно.
В ноябре был поврежден телекоммуникационный кабель C-Lion1 между Финляндией и Германией, а также разорван кабель между Швецией и Литвой. В декабре повреждения получили кабель EstLink2 между Финляндией и Эстонией и еще четыре телекоммуникационных кабеля, соединяющие Финляндию с Эстонией и Германией.
Реагируя на череду происшествий, семь региональных стран НАТО в середине января объявили о создании миссии «Балтийский часовой» с целью защиты подводной инфраструктуры (см. «НГ» от 14.01.25). Хотя о том, что, вероятнее всего, кабели были повреждены случайно, уже сообщила The Washington Post. Да и прокуратура Швеции пришла в выводу, что разрыв проложенного по дну моря кабеля связи между Швецией и Латвией 26 января, в котором подозревалось судно Vezhen, не был результатом диверсии.
Несмотря на то что российская сторона причастность к инцидентам на Балтике отрицает, в Копенгагене и Хельсинки считают теневой флот угрозой для критически важной подводной инфраструктуры. «Теневой флот – это главный вопрос и главная проблема, с которой мы имеем дело, независимо от результатов расследований, связанных с этими кабелями», – заявила Валтонен.
Мнение скандинавских политиков опирается в том числе на результаты недавнего расследования международного журналистского консорциума, о котором сообщили немецкие телеканалы. По их данным, в состав теневого флота входят 230 танкеров, ранее принадлежавших американским и европейским компаниям. Все они якобы были приобретены Россией после начала СВО в Украине за 6 млрд долл. Компании-владельцы из стран ЕС и США продавали танкеры в Индию, Вьетнам и другие страны, не присоединившиеся к западным санкциям, а их конечным получателем была Россия.
Суля по данным расследования, наибольшее количество судов, с использованием тех или иных схем, было получено от компаний в Греции (127 танкеров), Великобритании (22) и Германии (11). Отвечая на запрос журналистов, Ассоциация судовладельцев Германии (VDR) назвала их данные «тревожным развитием событий». Продажа судов должна осуществляться ответственно, с учетом геополитической напряженности, заявили в VDR.
Председатель Морской коллегии Николай Патрушев заявил в четверг, что НАТО стремится блокировать Россию на Балтике и парализовать работу отечественных портов в Ленинградской и Калининградской областях. По его мнению, страны альянса, пытаясь ослабить Россию, применяют террористические методы. В качестве примера он привел арест Финляндией судна Eagle S. Патрушев отметил, что такая политика оказывает негативное влияние на безопасность и надежность грузопассажирских перевозок, разрушая глобальную систему морского торгового судоходства.