Фото Reuters
Бундестаг отклонил пакет жестких иммиграционных реформ, разработанный оппозиционными христианскими демократами (ХДС) и поддержанный правопопулистской партией «Альтернатива для Германии» (АдГ). Перевес оказался довольно скромным: за принятие закона проголосовали 338 депутатов, против – 350.
На голосовании в Бундестаге по своему проекту регулирования миграционных потоков лидер христианских демократов Фридрих Мерц потерпел неожиданное поражение. Дело в том, что на заседании отсутствовали 12 членов его фракции. И их голосов как раз и не хватило. Позднее в интервью Первому каналу немецкого телевидения ARD Мерц признал, что 11 из них были сторонниками экс-канцлера и бывшего лидера ХДС Ангелы Меркель. А один депутат просто заболел.
Результат был тем более неожиданным для Мерца, что буквально накануне его план борьбы с нелегальной миграцией из пяти пунктов был принят голосами ХДС/ХСС и АдГ. Но именно голосование за предложения Мерца правых популистов сослужило кандидату в канцлеры от ХДС плохую службу.
Все предложенные Бундестагу проекты борьбы с нелегальной миграцией Мерц заимствовал из программы АдГ. Таким образом он хотел дать ответ на вызов времени – возмущение граждан Германии разгулом преступности среди мигрантов – и снизить влияние правых популистов, стоящих во главе антимиграционного движения в стране.
Обозреватель журнала Focus Ульрих Райтц посчитал, что на этот раз Бундестаг пошел против воли немецкого народа, поскольку, как показали опросы, более 70% респондентов считают оправданным введение строго контроля на границах страны. Кроме того, миграция после убийств и насилий, совершенных беженцами, стала основной темой предвыборной кампании.
Против Мерца, который учел настроения общественности, сыграло то, что он практически все свои антимиграционные идеи скопировал у правых популистов, и они в Бундестаге проголосовали за его предложения. Это создало впечатление, как выразилась та же Меркель, что Мерц нарушил данное им слово не сотрудничать с АдГ и воспользовался их поддержкой для реализации антимиграционных планов.
Скорее всего это стало стечением обстоятельств, поскольку в том же интервью, как бы в свое оправдание, Мерц сказал, что накануне голосования он разъяснял свою позицию лидерам социал-демократов (СДПГ) и «Зеленых», но понимания у них не встретил.
В связи с поражением Мерца в прессе заговорили о том, что он не контролирует партию и что уже начался его «демонтаж» как лидера. Ситуацию сравнивают даже с положением его предшественника Армина Лашета, который не к месту засмеялся во время предыдущего тура предвыборной борьбы и этим обрек себя и ХДС на поражение на выборах.
Заслуживает внимания интервью сопредседателя СДПГ Ларса Клингбайля тому же ARD после провального для Мерца голосования. Политик в ходе дебатов заявил, что с таким лидером, как Мерц, СДПГ после выборов дела иметь не хочет. Это звучало для Мерца приговором, поскольку обрекало его на поиск сотрудничества с АдГ. На этот раз Клингбайль был сдержаннее и предложил дождаться сначала результатов досрочных выборов.
Конечно, смена кандидата в канцлеры за три недели до выборов чревата для ХДС потерей голосов избирателей. Хотя такой кандидат у консерваторов есть – лидер Христианско-социального союза (ХСС) Маркус Зёдер. Но ориентироваться они будут на результаты опросов. А они пока свидетельствуют о падении рейтингов всех партий, за исключением «Зеленых». По данным опросов за 2 февраля, в Бундестаг проходят всего четыре партии – ХДС/ХСС, АдГ, СДПГ и «Зеленые».