Соединяющий Тихий и Атлантический океаны Панамский канал – слишком ценный объект, чтобы его нынешние владельцы согласились от него отказаться. Фото Reuters
Госсекретарь США Марко Рубио начнет свое турне по Латинской Америке с визита в Панаму. Там ему предстоит трудный разговор с руководством этой страны. Оно попытается убедить Рубио, что КНР не контролирует Панамский канал. Следовательно, обвинения нынешнего президента США несостоятельны. Дональд Трамп, едва вступив в должность, допустил, что США тем или иным способом вернут себе Панамский канал, так как панамские власти нарушили условия, на которых им передали контроль над ним. Те же самые обвинения в адрес властей Панамы прозвучали на днях в Конгрессе.
Рубио приедет в Панаму в пятницу, 31 января. Предположительно в субботу у него состоятся переговоры с панамским президентом Хосе Раулем Мулино. Тематику беседы ни Госдепартамент, ни панамские власти прессе не сообщили.
Однако это тот случай, когда все ясно и так. Во вторник, 28 января, в сенатском комитете по торговле, который возглавляет сторонник Трампа республиканец Тед Круз, прошли слушания, посвященные Панамскому каналу. Там было, по существу, повторено то, что Трамп говорил еще в своей инаугурационной речи. Якобы Панама нарушила условия, на которых канал, построенный США в позапрошлом веке, был в 1999 году передан этой стране. Нарушение выражается в слишком высоких тарифах для прохождения американских судов и, главное, в намерении передать этот стратегически важный объект – связующее звено между Тихим и Атлантическим океанами, под контроль Китая.
«Китайские компании строят мост на берегу канала; это может занять до 10 лет, учитывая темпы строительства. Китайские компании контролируют порты на обоих концах канала. Мост позволит Китаю прорваться через канал без предупреждения. Порты предоставляют Китаю наблюдательные пункты для координации этих действий», – заявлял на слушаниях Круз. Сенаторы-трамписты предупредили Панаму, что ее сближение с КНР представляет собой угрозу стратегическим интересам США. Ведь на канал приходится около 40% контейнерных перевозок американского торгового флота. Участвовавший в слушаниях председатель Федеральной морской комиссии Луис Сола предложил штрафовать панамские суда, входящие в американские порты. Проще говоря, стране пригрозили санкциями.
Круз заявил, что на слушания была приглашена заместитель руководителя администрации Панамского канала Илья Эспино де Маротта. Но она, по словам сенатора, приглашение проигнорировала. В панамских СМИ Эспино де Маротта изложила иную версию. Приглашение якобы пришло за день до слушаний, и подготовиться к ним просто не было возможности. Если это верно, то получается, что сенаторы специально решили обойтись без панамской стороны. Тем не менее она все равно свою точку зрения до властей США донесла. В тот же вторник в Вашингтон прибыл замминистра иностранных дел Панамы Карлос Руис-Эрнандес. The Wall Street Journal утверждает, что панамцы, по-прежнему не соглашаясь обсуждать идею возвращения канала под контроль США, предлагают другие уступки Трампу. В их числе – ужесточение борьбы с нелегальной миграцией (через страну проходит путь, которым нелегалы из Южной Америки попадают в Мексику, а оттуда – в Соединенные Штаты), наркоторговлей, а также меры, направленные на ограничение китайских инвестиций и более тесное торгово-экономическое сотрудничество с Вашингтоном.
При этом в среду администрация канала выпустила заявление. Формально оно адресовано ее сотрудникам, фактически – общественности. В заявлении подтверждаются некоторые факты, о которых говорилось на слушаниях в Сенате. В частности, там говорится о том, что порты Бальбоа (Тихий океан) и Кристобаль (Атлантический океан) находятся с 1997 года в ведении Panama Ports Company, которая принадлежит CK Hutchison Holdings, базирующейся в Гонконге. Но при этом в заявлении подчеркивается, что китайская фирма не имеет никакого отношения к планированию работы портов. Этим занимается панамское государство. Следовательно, обвинения в том, что Китай может как-либо влиять на работу канала, безосновательны, уверяет его администрация.
Такое объяснение едва ли устроит Трампа, но может стать отправной точкой на переговорах Рубио с панамскими чиновниками. Судя по заявлениям, которые делал Хосе Рауль Мулино, власти страны согласны обсуждать разные опции расширения сотрудничества с США, кроме уступки канала. Это вполне понятно. Помимо удара по престижу страны передача в какой-либо форме этого объекта нанесет серьезный ущерб экономике Панамы. Благодаря контролю над каналом это государство серьезно улучшило свои финансовые показатели. Панама на сегодняшний день – одно из самых богатых государств Латинской Америки, с высоким, по меркам региона, уровнем жизни. Не факт, что с ним не придется расстаться, если государство вместо доходов от морского транзита вновь будет довольствоваться арендными платежами от США, как это было до 31 декабря 1999 года.