Фото Reuters
Научно-исследовательский и аналитический центр IFO при Мюнхенском университете выступил с предложениями по оживлению хозяйственной конъюнктуры в Германии. Экономика стала одной из ведущих тем предвыборной борьбы в преддверии досрочных парламентских выборов, назначенных на 23 февраля.
По итогам 2024 года ВВП Германии вырос всего на 0,2%, а в этом году может увеличиться на 0,4%. В перспективе темпы роста ВВП не превысят 0,8–0,9%. На столь неблагоприятном фоне трое ученых IFO под руководством его директора Клеменса Фуэста разработали, как они считают, коренную систему перестройки налогообложения граждан Германии.
Для оживления экономической жизни ученые рекомендуют снизить прямые налоги и повысить косвенные. Дело в том, что среднестатистический немец отдает в налоговое ведомство около половины своих доходов (одинокий человек должен вносить 47,9% своих доходов в виде налогов и социальных платежей).
В стране действует прогрессивная система налогообложения, так что для состоятельных граждан ставки налогов оказываются еще выше. Если сравнивать с другими странами ЕС, пишет журнал Focus, то больше немцев платят только бельгийцы.
Налоговая система Германии считается несбалансированной. По размеру корпоративного налога страна занимает третье место в мире – почти 39%. Выше этот показатель только на Мальте и в Японии.
Основная идея реформы состоит в снижении подоходного налога и увеличении налогов на добавленную стоимость и на наследство. Ученые рассуждают, что непрямые налоги, мол, платятся человеком в зависимости от уровня его потребления, который он может самостоятельно регулировать. Наивысшая ставка НДС в Германии составляет 19%.
Как утверждают исследователи, косвенные налоги зависят от рода деятельности человека или, проще говоря, от его образа жизни. Скажем, можно меньше ездить на автомашине и покупать соответственно меньше горючего для своего транспортного средства. Авторы реформы считают, что косвенные налоги в Германии ниже, чем в ряде других стран ЕС. Например, в Венгрии НДС составляет 27%. Также он высок в Швеции, Хорватии и Дании, где НДС равен 25%. Следовательно, именно НДС имеет резерв для увеличения. Меньше, чем в Германии, НДС только в Люксембурге и на Мальте.
Идея экономистов кажется простой: за счет снижения прямых налогов в итоге общая сумма налоговых поступлений должна остаться неизменной. А соответствующее уменьшение прямых налогов будет стимулировать экономический рост. Ведь, имея больше денег в кармане, как корпорации, так и рядовые граждане смогут больше инвестировать.
Однако в реальной жизни все может быть гораздо сложнее. Например, для семей с низкими доходами их некоторое увеличение может привести к снижению социальных выплат, поскольку такие семьи перейдут в другие социальные разряды. И общий баланс таких семей в итоге может оказаться отрицательным. К тому же фискальная система Германии страдает перекосом, связанным с тем, что налоговая ставка растет быстрее именно для среднего класса. То есть те, кто зарабатывает в пределах ставки налога до 20%, и те, кто зарабатывает при ставке в 42%, платят на каждый заработанный евро меньше, чем те, кто имеет доход в пределах данного диапазона.
Поэтому ученые рекомендуют пересмотреть границы тарифных зон, чтобы устранить имеющиеся перекосы в налогообложении. А также отменить ряд специальных налогов, включая так называемый налог на солидарность, или налог на объединение Германии. Снизить, по мнению ученых, необходимо также налог на пенсии, которые платят пожилые немцы.
В общем, предложения носят весьма сложный характер. Они потребуют коренной перестройки не только налоговой, но и социальной системы Германии.