В очередном повреждении подводного кабеля в Балтийском море подозревают болгарское судно Vezhen, следовавшее под флагом Мальты из России в Данию. Фото Reuters
Латвия и Швеция начали расследование по факту повреждения подводного оптоволоконного кабеля компании «Латвийский государственный центр радио- и телевещания» (LVRTC), проложенного между двумя странами. Кабель был поврежден, вероятно, в результате внешнего воздействия, заявили в Риге. Это побудило НАТО направить патрульные корабли в район происшествия. Инцидент стал предметом обсуждения лидеров скандинавских стран в воскресенье вечером в Копенгагене и министров иностранных дел ЕС в понедельник в Брюсселе.
Не успели финские власти разобраться с обрывом энергокабеля EstLink 2 между Финляндией и Эстонией и признать, что Россия не имела отношения к этому происшествию, как на Балтике случился новый инцидент. И это уже третий за последние три месяца, сообщает Bloomberg.
На этот раз, по данным шведской газеты Expressen, был задержано болгарское судно Vezhen, следовавшее под флагом Мальты из России в Данию. «В рамках предварительного расследования был проведен ряд мероприятий, в том числе задержано судно, подозреваемое в совершении диверсии», – цитирует издание заявление шведской службы безопасности.
Арестованное судно стоит на якоре у шведского порта Карлскруна под наблюдением корабля береговой охраны. Прокуратура Швеции заявила, что службой безопасности ведутся следственные мероприятия и все, что касается инцидента, не обнародуется в интересах дела. Расследование, к которому подключены Национальное управление полицейских операций, береговая охрана и Вооруженные силы Швеции, ведет старший прокурор Матс Юнгквист.
Как ранее сообщили власти Латвии, у них есть основания полагать, что повреждение кабеля было вызвано внешним воздействием. Премьер-министр Латвии Эвика Силиня провела экстренное совещание с министрами и руководителями служб. По окончании она сообщила журналистам, что Рига поддерживает контакты с НАТО и Швецией, в экономической зоне которой произошел инцидент, в расследовании повреждений кабеля. Оно, по словам Силиня, должно быть проведено на уголовно-процессуальном уровне в сотрудничестве с международными органами.
О начале же работ по ремонту кабеля может быть объявлено в течение двух рабочих дней, заявил председатель правления LVRTC Гиртс Озолс. По его словам, кабель был разорван примерно в 130 км от побережья Латвии на глубине более 50 м. Отвечая на вопрос, есть ли уверенность в том, что повреждение вызвано внешними причинами, Озолс сказал, что 100-процентная уверенность появится только после того, как кабель будет осмотрен в море и поднят. На устранение подобных повреждений обычно уходит несколько дней или недель, если случай более сложный, а стоимость зависит от конкретной ситуации.
Исполнительный директор государственной компании «Болгарский морской флот» Александар Калчев опроверг заявление Риги о том, что повреждение кабеля было умышленным. «В районе происшествия отмечались сильные ветер и волнение, что затрудняло контроль ситуации. Утром было установлено, что стопоры были повреждены, левый якорь сошел в воду и волочился по дну. Возможно, что судно повредило оптический кабель, но не допускаю, что может идти речь о саботаже», – пояснил Калчев. По его словам, на Vezhen под управлением опытного 41-летнего капитана Антона Атанасова находится интернациональный экипаж, в том числе восемь граждан Болгарии.
Как бы то ни было, лидеры Скандинавских стран обсудили инцидент на неформальном ужине в Копенгагене, который дала премьер-министр Дании Метте Фредериксен. Как написал в соцсети глава правительства Швеции Ульф Кристерссон, состоялся «разговор за ужином в Копенгагене с близкими друзьями и союзниками из Дании, Норвегии и Финляндии о региональной безопасности, морской безопасности на Балтике, включая нынешний инцидент с кабелями».
А в понедельник глава МИД Литвы Кястутис Будрис заявил, что ситуация на Балтике, где за последнее время произошло слишком много повреждений критической инфраструктуры, чтобы это можно было считать случайностью, требует срочных решений. «Необходимо пересмотреть правила навигации в Балтийском море, особенно в части использования якорей», – подчеркнул он. И заверил, что этот вопрос будут «серьезно обсуждать» на Совете по иностранным делам Евросоюза в Брюсселе.
В свою очередь, представитель МИД ФРГ, комментируя инцидент на Балтике, заявил, что природа гибридных угроз такова, что «невозможно точно знать, что именно произошло». Германия, как уточнил он, внесла конкретные предложения для обсуждения данного вопроса на встрече министров иностранных дел ЕС в Брюсселе. «Мы должны осознавать, что эти гибридные угрозы будут только возрастать», – утверждал представитель германского МИД.
Между тем в середине января на саммите балтийских стран – участниц НАТО в Хельсинки уже объявили о необходимости обеспечить безопасность подводных коммуникаций и развернули в Балтийском море патрулирование силами нескольких фрегатов и морской авиации. Сколько точно кораблей задействуют в операции «Балтийский часовой», генсек НАТО Марк Рютте уточнять не стал. «Цифра может быть разной в разные недели. И мы не хотим делать врага осведомленнее, чем он уже есть. Важно то, что мы привлечем необходимые военные инструменты в нужном месте и в нужное время, чтобы сдержать вредоносные действия», – пояснил он.
В альянсе не скрывают, что целью наращивания сил является так называемый теневой флот России, который подозревают в атаках на стратегическую инфраструктуру стран Балтийского моря. Глава финского МИД Элина Валтонен сообщила, что Хельсинки с этой целью отправит два корабля. Президенты Литвы и Латвии Гитанас Науседа и Эдгар Ринкевич обещали подготовить по одному кораблю. Премьер Швеции Ульф Кристерссон заявил о возможности прислать три корабля и один самолет.
По информации Национальной телерадиовещательной компании (ERR), несколько кораблей, принимающих участие в миссии НАТО, уже встали на якорь в порту Таллина. Один из них – фрегат королевского флота Нидерландов Tromp. На своем борту он несет вертолет для морского наблюдения и судно с гидролокацией, способное инспектировать инфраструктуру на морском дне. Также в СМИ упоминаются корвет класса Visby ВМС Швеции и немецкий минный тральщик Datteln.
Помимо увеличения числа патрулирующих кораблей в регионе Балтийского моря, в НАТО дали понять, что готовы упрочить сотрудничество с частными компаниями, занятыми в сфере новейших технологий, для более эффективного наблюдения за подозрительными судами.
Россия может ответить на активность НАТО в Балтийском море. С таким предупреждением выступил на днях профессор Университета Юго-Восточной Норвегии Гленн Дизен. «Если НАТО усилит свою безопасность в Балтийском море, угрожая доступу туда России, то Россия ответит таким образом, чтобы усилить собственную безопасность и уменьшить безопасность НАТО», – написал он в соцсети.