Министр обороны еврейского государства Исраэль Кац сообщил американскому коллеге, что Израиль просчитывает нанесение удара по ядерным объектам Ирана. Фото Reuters
Перед США и Израилем открываются возможности для «продвижения стратегических целей» в ближайшие месяцы. Об этом заявил израильский министр обороны Исраэль Кац в поздравительном письме новому главе Пентагона Питу Хегсету. В послании отдельно говорится об Иране. Израиль просчитывает нанесение удара по его ядерным объектам, полагая, что сейчас Исламская Республика наиболее уязвима. Кроме того, источники британских СМИ утверждают, что в Тегеране опасаются заговора и ищут израильских «кротов».
В послании Каца министру обороны США говорится, что Тегеран и его партнеры «продолжают угрожать региональной и глобальной стабильности». Кац подчеркнул, что военный союз между Израилем и Соединенными Штатами «отмечен общими целями и ценностями мира, безопасности и процветания».
«Предстоящие месяцы несут нам вызовы, требующие военной готовности, и возможности, которые позволят нам продвинуть наши стратегические цели, – подчеркнул израильский министр. – Уверен, вместе мы сможем добиться успеха, обеспечив долгосрочную стабильность и лучшее будущее для региона». Министр указал на особую ценность того, что Вашингтон всегда стремился поддерживать военное превосходство еврейского государства на Ближнем Востоке.
Вероятно, в послании речь идет об ожидающейся военной операции по демонтажу ядерной инфраструктуры Ирана. Как рассказывали недавно источники канала «Аль-Арабия», принципиальное согласие на силовой сценарий со стороны правительства Биньямина Нетаньяху уже есть. Многое в этой ситуации будет зависеть от разрешения президента США Дональда Трампа и открытия новых линий военной помощи. Ожидается, что в феврале израильский премьер нанесет визит в Вашингтон, где и обсудит все имеющиеся варианты действий против Исламской Республики.
Сторонники удара по Ирану утверждают, что сейчас настал самый удобный момент для операции, которую мог бы совершить Израиль. Обмен прямыми ударами с еврейским государством, который продолжался с прошлого года, существенно ослабил иранскую систему противовоздушной обороны (ПВО) и замедлил ракетное производство, говорят критики Тегерана. Тем не менее Трамп в первых публичных выступлениях с момента инаугурации давал понять, что хотел бы сначала предложить Исламской Республике переговоры, а потом принимать какие-либо шаги военного характера. Предпочтительней – наладить диалог, следовало из его комментариев на эту тему.
Стремительная смена власти в Сирии вместе с приходом Трампа усилили фобии иранской элиты, пересказывает издание The Telegraph разговоры с чиновниками Исламской Республики. «Теперь есть опасения, что они не смогут удержать страну», – сообщили собеседники газеты. В Иране, по их словам, «проводится масштабная операция по выявлению и аресту израильских шпионов и агентов, и есть страхи, что они могли проникнуть в высокопоставленные офисы».
Что касается Трампа, то в Тегеране развернулись обширные внутригосударственные дискуссии по поводу его внешней политики на втором сроке и «доступных вариантов отражения любого возможного удара». «Он (нынешний глава Белого дома. – «НГ») высказывал угрозы, и тут их воспринимают всерьез», – обращают внимание источники The Telegraph.
Не исключено, что Тегеран боится возможных действий Трампа, в том числе еще и потому, что в минувшем году разведсообщество США регулярно сообщало: у действующих в Америке иранских ячеек есть планы по организации убийства политика-республиканца. В Совете по национальной безопасности при Белом доме тогда отмечали, что провели много встреч, чтобы «разработать и реализовать всеобъемлющий ответ на эти угрозы». Власти «вложили чрезвычайно большие ресурсы в разработку дополнительной информации об этих угрозах, пресекая действия причастных лиц и напрямую предупреждая Иран», отмечали в правительственной структуре.
Может, в связи с этим верховный лидер Ирана Али Хаменеи стал больше опасаться за свою жизнь. Как отмечает The Telegraph, рахбар все чаще надевает бронежилет на публичные мероприятия. Так произошло в этом месяце, когда Хаменеи пришел на похороны двух судей, убитых перед зданием Верховного суда в Тегеране. Объемная одежда, которая была запечатлена на фотографиях, позволила предположить, что иранский лидер находился в защитном обмундировании.
Публично иранский официоз говорит о необходимости сохранения конфронтационной повестки в отношениях с США. «Американцы всегда заключали соглашения, но никогда им не следовали, поэтому единственный наш путь к успеху – это продолжение политики и стратегии сопротивления», – подчеркивал в этом месяце министр разведки Ирана Эсмаил Хатиб. По его мнению, с приходом к власти Трампа американская сторона только увеличит попытки оказать давление на Исламскую Республику.
Впрочем, после потери влияния в регионе Иран все-таки решил проявить осторожность на местах. Источники западных СМИ в Тегеране отмечают, что «прокси-силы» Исламской Республики за рубежом «получили указание действовать с осторожностью, потому что начала чувствоваться экзистенциальная угроза с возвращением Трампа». По их словам, иракским группировкам и йеменскому движению «Ансар Аллах» было дано распоряжение не нападать на американские объекты, а если это и произойдет, то без использования иранского оружия. Сейчас близкие к Тегерану группировки сохраняют только оборонительные позиции и избегают «любых действий, которые могли бы спровоцировать американцев», подчеркивают чиновники.