Пэм Бонди, претендующая на пост генерального прокурора, заверяет сенаторов, что не будет орудием мщения Трампа его многочисленным недругам. Фото Reuters
Если не произойдет чего-то непредвиденного, американские законодатели утвердят всех или почти всех назначенцев команды Дональда Трампа. Их поддержат все представители Республиканской партии, имеющей большинство в обеих палатах Конгресса, и значительная часть демократов. Правда, позднее Белый дом может столкнуться с серьезным сопротивлением со стороны оппозиции. Его практически прямым текстом пообещал новой администрации уходящий президент США Джозеф Байден в своем прощальном обращении к американскому народу.
Инаугурация Дональда Трампа состоится 20 января. Не дожидаясь официального вступления в должность, он начал процесс утверждения своей команды верхней палатой Конгресса. Первым (во вторник, 14 января) перед профильным сенатским комитетом предстал Пит Хегсет. Этого 44-летнего бывшего ведущего телеканала Fox news Трамп хочет видеть главой Пентагона. В среду профильные комитеты Сената рассмотрели кандидатуры бывшего генпрокурора Флориды Пэм Бонди (ее прочат на пост главы Минюста – ведомства, выполняющего в США роль Генеральной прокуратуры), бывшего директора Национальной разведки Джона Рэтклиффа, которому предложен пост директора ЦРУ, и, наконец, сенатора от Флориды Марко Рубио – он претендует на пост главы Госдепартамента.
Выступления назначенцев Трампа, транслировавшиеся по американскому телевидению, вызвали разные оценки. Хегсет, считавшийся наиболее уязвимым для критики из всех кандидатов избранного президента, удивил. Он явно произвел благоприятное впечатление на сенаторов. В американской прессе наиболее пристальное внимание было уделено выступлению Бонди. Это объясняется важностью предложенного ей поста. В ходе избирательной кампании не было недостатка в прогнозах, что Трамп, победи он на выборах, использует Минюст для сведения счетов со своими многочисленными противниками, особенно теми из них, кто инициировал многочисленные уголовные дела против него. В этом как будто убеждало и то, что пост главы ведомства был предложен флоридскому конгрессмену Мэтту Гетцу, убежденному трамписту с неоднозначной репутацией, стороннику решительных действий. Однако его репутация оказалась слишком неоднозначной. Против Гетца выступила часть Республиканской партии, и Трамп в итоге выдвинул вместо него Бонди. Она была генпрокурором Флориды в 2011–2019 годах. Бонди входила в группу юристов, защищавших Трампа во время его первого срока, когда ему пытались объявить импичмент. В ходе этой избирательной кампании 59-летний юрист действовала на самом сложном участке: обеспечивала правовую поддержку штабам Трампа в колеблющихся штатах.
В ходе своего общения с сенаторами Бонди постаралась развеять подозрения в том, что она станет орудием сведения счетов нового президента. Ей даже пришлось отмежеваться от слов своего будущего (если ее и его утвердят) подчиненного – Кэша Пателя. Ему Трамп предложил возглавить ФБР. Патель сделал двусмысленное заявление, из которого следует, что имеется некий список действующих или бывших официальных лиц, подлежащих проверке. «В Министерстве юстиции никогда не будет списка врагов», – заверила Бонди сенаторов. При этом о самом Пателе она отозвалась в весьма лестных выражениях, отметив его большой опыт на посту директора Национальной разведки.
В мире же наибольший резонанс, конечно, вызвали слова Рубио. Претендент на пост главы Госдепа в своей речи в сенатском комитете по международным делам изложил в концентрированном виде ту внешнеполитическую повестку, которую ранее озвучивал Трамп. Для России и Украины примечательно то, что Рубио сказал о планах избранного президента по урегулированию конфликта двух стран. С его слов следует, что Белый дом будет добиваться некоего компромисса между Москвой и Киевом. Как он выразился, «всем надо быть реалистами: на уступки придется пойти и России, и Украине, и США». При этом Рубио однозначно заявил, что снятие тех или иных антироссийских санкций – вполне допустимая опция. Все зависит от конечной цели данной уступки.
В четверг же законодатели должны были приступить к рассмотрению первой кандидатуры экономического блока будущей администрации – миллиардера Скотта Бессента. Он является одним из экономических советников Трампа. Возможно, Бессент менее влиятелен в окружении избранного президента, чем другой миллиардер Илон Маск. Тем не менее именно этого человека Трамп хочет сделать министром финансов.
И вот как раз накануне рассмотрения кандидатуры Бессента с прощальной 15-минутной речью к американцам обратился Байден. Речь удивила своей тональностью. Байден говорил об угрозе, которую, по его мнению, представляет американской демократии финансовая олигархия, пришедшая к власти. «Это очень важная речь. Если хотите, это политическое завещание Байдена. Он фактически призвал свою партию и чиновничий аппарат к сопротивлению и саботажу курса Трампа, так как тот вместе с олигархическим классом представляет угрозу демократии», – сказал «НГ» главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Васильев.
Вместе с тем, если однопартийцы прислушались к Байдену, то основные «сражения» этого противостояния впереди. Как считает Васильев, скорее всего Трампу удалось убедить сенаторов, по крайней мере от своей партии, поддержать большую часть предложенных кандидатов в новую администрацию. «Я думаю, максимум, кого они могут заблокировать, – это одну кандидатуру, просто чтобы показать, что Сенат – не машинка для одобрения президентских инициатив. Но кто станет этой кандидатурой, не ясно», – считает он. Для утверждения необходим 51 голос. У республиканцев в Сенате – 52 голоса. «Рубио готова поддержать и часть демократов. Как ни странно, скорее всего будет поддержан Роберт Кеннеди-младший, которому Трамп предложил пост министра здравоохранения. Казалось, могут заблокировать кандидатуру Хегсета. Но он удачно выступил перед сенаторами», – отметил Васильев.