Джозеф Байден решил уйти из американской политики в образе победителя, а не проигравшего. Фото Reuters
Менее недели остается до инаугурации Дональда Трампа и, соответственно, официального окончания каденции его предшественника. В преддверии этого события Джозеф Байден выступил перед американскими дипломатами. Его речь, призванная подвести внешнеполитические итоги четырех лет правления уходящего президента, стала фактически посланием Трампу. Одновременно это и набор направлений, по которым демократы будут критиковать новую администрацию Белого дома. Байден выступил против каких-либо уступок Кремлю и попыток пересмотреть отношения с традиционными союзниками США, а также дал понять, что тактикой жесткого давления на противников страны можно добиться большего эффекта, чем договоренностями с ними.
Публично подводить итоги правления – традиция, которой неукоснительно следуют уходящие президенты США. Нарушил ее разве что Трамп в первый свой срок правления, да и то по, так сказать, уважительной причине. Четыре года назад он не признал, что проиграл выборы Байдену и поэтому не счел свою работу в Белом доме законченной. Каких действий на внешнеполитическом поприще Трамп ожидал от нового президента, американцы узнали только постфактум, когда трамписты стали критиковать Белый дом.
Все два месяца, что прошли с момента президентских выборов, команда Байдена сигнализировала, что поступать хоть в чем-либо в стиле Трампа не намерена. Она и признала поражение своего кандидата, вице-президента Камалы Харрис, и решилась во всеуслышание предостеречь нового главу страны от возможных ошибок. Кроме того, Байден в силу возраста уходит на покой. Видимо, он сам полон решимости сделать это достойно, так, чтобы оставить о себе добрую память.
Оглашение «политического завещания» этого 82-летнего политика, чья карьера в различных органах американской власти в общей сложности насчитывает 50 лет, разбито на две части – внешнеполитическую и внутриамериканскую. В понедельник, 13 января, Байден в сопровождении госсекретаря Энтони Блинкена выступил перед сотрудниками Госдепартамента. В среду, 15 января, ожидается его обращение к американцам из Белого дома. Выбор именно этих дат неслучаен: со вторника Конгресс начинает обсуждение кандидатур выдвиженцев Трампа. Первым перед конгрессменами предстанет экс-телеведущий Пит Хегсет. Его Трамп прочит на пост главы Пентагона. Именно поэтому Байден счел нужным выступить со своим напутствием преемнику сейчас.
Комментаторы речи в Госдепе отмечали неплохую физическую форму американского президента. Он выглядел непривычно бодро, разве что был немного не в духе – даже прервал овацию, которой его встретили дипломаты.
Свою речь Байден начал с завуалированной критики одной из самых разрекламированных задумок Трампа – сокращения госаппарата и в том числе дипломатического корпуса. Уходящий президент поблагодарил всех работников Госдепа (в том числе лично Блинкена) и выразил надежду, что многие из них останутся на своих должностях при новой администрации.
Он возвестил о наступлении «новой эры глобальной конкуренции», в которой «благодаря действующей администрации» США выигрывают. Со слов Байдена получается, что Трампу досталось очень богатое внешнеполитическое наследство: за четыре года улучшилось экономическое положение страны: «Наши союзнические отношения стали сильнее, а наши противники – слабее». Президент упомянул, по сути, антикитайские объединения QUAD и AUKUS, которые при его администрации стали играть важную роль в делах Азиатско-Тихоокеанского региона, действующую против йеменского движения «Ансар аллах» (хуситы) коалицию в защиту судоходства в Красном море и возмущающие трампистов усилия Белого дома по защите экологии, в частности лесов Амазонии.
Главным же своим достижением Байден, похоже, считает усиление НАТО, которое, по его словам, «боеспособнее, чем когда-либо». Уже на следующий день симпатизирующие Трампу комментаторы обвинили президента в том, что он приписал себе достижение предшественника. В своей речи в Госдепе Байден заявил: «Когда я пришел к власти, только девять стран НАТО расходовали 2% ВВП на оборону, а сейчас таких стран 23», ни словом не обмолвившись о том, что первым начал настаивать на неукоснительном соблюдении финансовых обязательств в альянсе именно Трамп. Республиканские критики президента не обратили внимания на контекст его слов. Если для Трампа и трампистов заставить союзников по НАТО платить за свою безопасность – это главная задача, то для Байдена и демократов она относится к числу второстепенных, важных постольку, поскольку способствует противостоянию недругам Америки. К числу таковых он отнес Китай, Россию, Северную Корею и Иран. Байден согласен с трампистами, считающими, что эти страны сближаются и это представляет угрозу интересам Америки. Но если некоторые сторонники Трампа (а может, и он сам) выступают за договоренность с Россией, чтобы оторвать ее от Китая, КНДР и Ирана, то уходящий президент США в своей речи считает продуктивной другую тактику – дальнейшее усиление давления на Кремль. Байден оценивает политику своей администрации на российском направлении как успешную. «Теперь, через три года, получается, что Путину не удалось решить ни одну из его стратегических задач: не удалось подчинить Украину, не удалось нарушить единство НАТО, не удалось расширить свою территорию. Это то, чего мы добивались», – сказал он. Данные слова можно трактовать скорее не как оценку реальной ситуации вокруг российско-украинского конфликта, а как указание Байдена Трампу: действующий президент не хочет, чтобы следующий глава Белого дома шел на уступки Москве за счет Украины и ссоры с союзниками по НАТО.
«Мы заложили основы для приходящей администрации, которая может обеспечить надежное будущее украинского народа», – сказал Байден. Развивать эту мысль он не стал, видимо, решив, что достаточно четко указал Трампу: любая договоренность с Кремлем не должна выглядеть как победа Кремля.
К числу своих достижений Байден отнес ослабление Ирана, окончание войны в Афганистане и смену власти в Сирии. «Следующая администрация должна приложить усилия к тому, чтобы после падения Асада не возникли новые аналогичные режимы на Ближнем Востоке», – предупредил он.
Что из сказанного Байденом учтено командой Трампа, станет ясно уже после 20 января. Пока же избранный президент ограничился лишь повторением той оценки внешнеполитического курса Байдена, которую давал раньше. По мнению Трампа, правление его предшественника – это «четыре ужасных года», а не время достижений.
* * *Между тем авторы российских Telegram-каналов анализировали «месседжи» в западных медиа.
«Мышь в овощном», например, пишет про сообщения о том, как руководство Евросоюза якобы переживает, что Трамп решит снять антироссийские санкции, введенные предыдущей администрацией: «Стоит обратить внимание, что данный вброс опубликован в The Financial Times, т.е. британском издании…И мы бы не сильно удивились, окажись, что данная публикация не столько отражает мнение евроэлит – сколько призвано его определять».
«Беспощадный пиарщик» обращает внимание на публикацию New York Times: «А еще, оказывается, США предотвратили в октябре 2022 году ядерную бомбардировку Киева. По счастливому совпадению та же самая NYT, зловеще вращая глазами, рассказывала всем нам пять лет назад, что головорезы из ГРУ платили талибам по 20 000 долларов за голову каждого убитого в Афганистане американского солдата. И, что характерно, эту опровергнутую в последствии всеми лабуду, тоже писали ответственные пулитцероносцы».