Сопредседатель АдГ Алиса Вайдель пообещала перезапустить газопровод «Северный поток». Фото Reuters
В Берлине в субботу прошел съезд Социал-демократической партии Германии (СДПГ), на котором утвердили кандидатуру Олафа Шольца кандидатом в канцлеры на досрочных выборах 23 февраля. Параллельно в Риезе, пригороде Дрездена, состоялся съезд правопопулистской партии «Альтернатива для Германии» (АдГ). Его открытие задержалось на два часа из-за демонстраций протеста, в которых, по данным СМИ, участвовало до 10 тыс. человек.
Протестующие в Риезе препятствовали 600 делегатам съезда АДГ добраться до места его проведения. Демонстрантов свозили со всей Германии автобусами. В столкновениях с полицией пострадал левый политик федерального масштаба. Были ранены шесть стражей порядка. У обозревателей создалось впечатление, что Левая партия, которая, согласно опросам, не проходит в Бундестаг, решила набирать предвыборные очки на путях борьбы с правыми популистами.
На съездах социал-демократов и правых популистов, как и ожидалось, Шольц и сопредседатель АдГ Алиса Вайдель были утверждены кандидатами в канцлеры. Судя по речам лидеров обеих партий, на выборах тема Украины наряду с преодолением рецессии будут играть основную роль.
СДПГ и АдГ занимают в рейтинге партий, согласно опросам, соответственно третье и второе места. По данным института общественного мнения INSA, 11 января за АдГ готовы были проголосовать 22% избирателей, а за СДПГ – 16%. На первом месте консервативный блок ХДС/ХСС с 30% голосов. «Зеленых» поддерживают 13% избирателей, а «Альянс Сары Вагенкнехт» – 6%. Остальные политические силы, представленные сейчас в Бундестаге – Свободная демократическая партия (СвДП) и Левая партия, – не проходят в нижнюю палату парламента.
Основной водораздел между партиями страны связан с поддержкой Украины. За предоставление Киеву массированной финансовой и военной помощи выступают «Зеленые» и лидер христианских демократов (ХДС) Фридрих Мерц. До сих пор традиционно с требованиями прекращения поддержки Киева выступали две партии – АдГ и «Альянс Сары Вагенкнехт».
Сейчас к ним присоединяется и СДПГ. Канцлер Шольц, осуждая СВО и заявляя о поддержке Украины, тем не менее наложил вето на разработанный его же собственным министром обороны, социал-демократом Борисом Писториусом в сотрудничестве с министром иностранных дел, «зеленой» Анналеной Бербок пакет военной помощи Киеву в размере 3 млрд евро.
Шольц делает ставку в предвыборной борьбе на то, чтобы представить свою СДПГ «партией мира». В отличие от позиции лидера консерваторов Мерца, выступающего за всемерную дальнейшую поддержку Киева поставками вооружений, включая дальнобойные крылатые ракеты Taurus, которые могут достигать Москвы. Шольц, кстати, по-прежнему блокирует поставки этого типа вооружений Киеву. Судя по всему, Шольц надеется на так называемый «эффект Шрёдера». На выборах 2002 года, проигрывая в опросах, социал-демократ Герхард Шрёдер одержал победу над ХДС/ХСС. Избирателей привлек его кризисный менеджмент, связанный с преодолением тогдашних стихийных бедствий. Шольц полагает, что его кризисный менеджмент в попытках добиться перемирия в Украине, также позитивно повлияет на избирателей. Но пока его усилия в рейтингах партии не находят отражения.
Напротив, номинация на пост канцлера сопредседателя АдГ Вайдель отразилась на росте рейтинга ее партии. Обращает на себя внимание, что АдГ впервые выдвинула кандидата в канцлеры. В принятой съездом предвыборной программе можно выделить три блока тем: традиционная для АдГ антимиграционная политика, конфликт в Украине и экономическая ситуация в стране.
АдГ требует ужесточения миграционной политики, особенно в плане борьбы с нелегальными мигрантами, и даже ввела понятие реэмиграции, которую немецкие правые популисты заимствовали из программы лидера Австрийской партии свободы Герберта Кикля. В отношении Украины АдГ, как и с самого начала проведения СВО, избегает привычного для традиционных политических партий Германии его осуждения.
Впрочем, такой же позиции придерживается и «Альянс Сары Вагенкнехт», для которой именно этот вопрос послужил причиной отделения от Левой партии. АдГ категорически отвергает какую-либо финансовую и военную помощь Киеву. В экономическом плане партия требует реанимирования закрытых немецких АЭС, демонтажа ветровых мельниц и возобновления поставок российского газа в Германию через оставшуюся ветку «Северного потока – 2».
Значительную поддержку популяризации идей АдГ послужило интервью Вайдель накануне съезда американскому бизнесмену Илону Маску. Оно длилось 70 минут и дало возможность Вайдель изложить программу своей партии. Ранее взгляды АдГ либо замалчивались немецкими СМИ, либо ими искажались.
Показательно в этом плане интервью Вайдель второму каналу немецкого телевидения 8 декабря. Ведущая телеканала практически не давала высказаться Вайдель, и когда та назвала Мерца «кандидатом партии войны» за стремление передать Украине ракеты Taurus и таким образом отправить в конфликтную зону немецких солдат, стала возражать. Мол, Мерц никогда не говорил о посылке солдат, забывая, что управлять этими ракетами самостоятельно украинцы не могут.
В беседе с Маском Вайдель никто не ограничивал и не подвергал цензуре. С точки зрения немецких СМИ она избегала не только осуждения России за СВО, но и осуждения Израиля и вообще темы конфликта на Ближнем Востоке. Если исходить из навязываемого АдГ клейма «последователей нацистов», это становится понятным. Ведь в современной Германии любое осуждение Израиля чревато обвинением в неонацизме. Вайдель стремилась не давать прессе поводов для этого. Хотя ряд ее высказываний, например, о левом характере Национал-социалистской немецкой рабочей партии (запрещена в РФ) гораздо активнее обсуждались немецкой прессой, чем актульные для страны вопросы экономики и поставок оружия Киеву.