Удары Израиля по позициям «Хезболлы» оказались значительно сильнее, чем ожидала эта организация и ее покровитель Иран. Фото Reuters
В противостоянии Ирана и Израиля в минувшем году, похоже, обозначился победитель. Тактика жесткого давления на врагов своей страны, которой придерживался премьер-министр еврейского государства Биньямин Нетаньяху, вопреки скептическому отношению к ней, привела к результату. Обезглавлены и обескровлены ХАМАС и «Хезболла» – ключевые звенья «оси сопротивления», совокупности проиранских организаций, на поддержке которых покоилось влияние Тегерана в исламском мире.
Вначале израильским войскам удалось занять почти весь сектор Газа. Потом стараниями израильских спецслужб ХАМАС был обезглавлен. От авиаудара по сектору Газа погиб непосредственный организатор атаки 7 октября 2023 года Мухаммед Дейф. В Тегеране 31 июля погиб глава политбюро движения Исмаил Хания. А осенью убили и самого разыскиваемого Израилем лидера ХАМАС – Яхью Синвара. На декабрь Нетаньяху не смог решить только ту задачу, которая не решается военными методами: освободить израильтян, захваченных 7–8 октября 2023 года. Их судьба и обмен на палестинских заключенных является предметом переговоров, идущих при посредничестве Катара, Египта и США.
Осенью же произошло то, что выглядело неминуемым с момента начала войны Израиля и ХАМАС, – полномасштабные боевые действия перекинулись на Ливан. Первым ударил Израиль. Война началась с эффектной и довольно жестокой операции израильских спецслужб, напомнивших, что они – одни из лучших в мире. В Ливане и Сирии 17 и 18 сентября взорвались тысячи гаджетов, которые использовали для связи функционеры «Хезболлы» и связанные с ними иранцы. Оказалось, израильтяне смогли вмонтировать в коммуникационные устройства взрывчатку.
Последовали мощные и удивительно точные удары Израиля по Ливану. 27 сентября погиб бессменный с 1992 года лидер организации шейх Хасан Насралла. В октябре были удары и по Ирану, на которые тот ответил символической атакой Израиля. В ночь на 1 октября израильтяне начали наземную операцию в Ливане, но, памятуя об опыте прежних войн, далеко не зашли. Нетаньяху, реабилитировавшись в глазах избирателей (но не Международного уголовного суда, выписавшего ордер на его арест), настоял на прекращении огня. 26 ноября при посредничестве в том числе США была достигнута соответствующая договоренность с «Хезболлой», а с 27 ноября началось 60-дневное перемирие.
В тот же день в Сирии в наступление перешли запертые в зоне безопасности провинции Идлиб исламисты. Вскоре режим Башара Асада пал. Иранские формирования ушли из страны, а иранские власти потеряли влияние в ней. «Ось сопротивления», можно сказать, прекратила существование. Что придет ей на смену, очередные антиизраильски настроенные радикалы, возможно, не ориентирующиеся на Иран, сумевшие каким-то образом восстановиться «Хезболла» и ХАМАС или примирение еврейского государства со своими соседями, остается открытым вопросом.