Глава МИД Ирана Аббас Арагчи утверждает, что потенциал для создания ядерного оружия у Тегерана имеется. Фото Reuters
В пятницу в Женеве состоится встреча между иранской делегацией во главе с заместителем главы МИД Маджид Тахт-Раванчи и представителями европейской тройки (Великобритания, Германия и Франция). На повестке дня тема санкционного режима, а также ядерный вопрос. Для Тегерана весьма неприятным событием стало избрание Дональда Трампа президентом США. Глава МИД Ирана Аббас Арагчи грозит Западу тем, что страна может перейти к созданию ядерной бомбы. Но на это может уйти еще несколько лет. Поэтому вероятно, что режиму придется пойти на уступки.
Накануне отъезда иранской делегации Арагчи дал интервью британским СМИ, в котором заявил: если санкционный режим против Тегерана не будет облегчен, то в иранском обществе всерьез задумаются над созданием ядерного оружия.
Недовольство главы внешнеполитического ведомства Исламской Республики было во многом вызвано тем, что накануне важных переговоров в Женеве на ядерных объектах в Иране побывали европейские инспекторы МАГАТЭ. Однако на ряд локаций они не были допущены иранцами.
В итоге правление атомного ведомства приняло решение о вынесении порицания Тегерану. Арагчи заявил, что глава МАГАТЭ Рафаэль Гросси обещал не выносить подобного решения из-за того, что инспекторов впустили в принципе, и из-за того, что Тегеран согласился ограничить обогащение урана уровнем в 60%.
Арагчи назвал «курсом на конфронтацию» действия европейских представителей. Между тем иранцы на прошедших президентских выборах отдали предпочтение Масуду Пазешкиану, что было растолковано как выбор народа в пользу переговоров с Западом и поиска компромисса.
Европа может стать ключевым переговорщиком между Тегераном и Вашингтоном. До усиления санкций со стороны США и кризиса с СВПД (Совместный всеобъемлющий план действий) западные компании активно работали в Исламской Республике.
Однако за последнее время отношение к Тегерану не изменилось к лучшему. А то, что президентом США был избран Дональд Трамп, не сулит иранцам ничего хорошего, равно как и взгляды на проблему премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху.
Перед тем как отправиться в Женеву, Тахт-Раванчи проведет встречу с американскими представителями в Осло.
Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сажин считает, что хотя Иран способен за два месяца довести обогащение урана до 90%, до создания оружия Тегерану еще понадобится много времени.
«Действительно, они могут довести уран до состояния газа, однако, чтобы создать зарядное устройство, понадобится еще масса усилий. К тому же соответствующей авиации у Исламской Республики нет, то есть придется создавать мощную боеголовку. На все это в сумме может уйти два года», – считает эксперт.
Тем не менее он подчеркнул, что за последние годы Иран совершил значительный скачок в ядерной энергетике. Именно это делает невозможным возврат к сделке СВПД.
Осложняют положение Ирана и другие, куда менее радостные факторы. Израиль, по сути, разгромил ХАМАС и, что важнее, «Хезболлу». Если ХАМАС – это организация суннитская, хотя и поддерживаемая Ираном, то «Хезболла» многими специалистами вообще считается частью вооруженных сил Ирана.
«Если говорить прямо, то касательно перемирия все выглядит как победа Израиля. Причем теперь Нетаньяху может приступить вплотную к иранской проблеме. Напряжение между странами до апреля все-таки не достигало такого уровня, чтобы стороны обменивались ракетными ударами», – поясняет Сажин.
На создание ядерной бомбы, которой грозит Тегеран, уйдет достаточно много времени. Это будет сложно скрыть, к тому же Нетаньяху и Трамп готовы противостоять Ирану решительно.
«Если Трамп решит отдать проблему Ирана на откуп израильскому премьеру, то прямой удар по ядерным объектам – это вполне возможный сценарий. Пока что этому препятствовал Джозеф Байден. Наверняка европейские представители в пятницу попробуют убедить иранцев в том, что необходимо пойти на уступки. Трамп же пока назначает в администрацию максимально произраильски и антиирански настроенных представителей. Нет признаков того, что он смягчает позицию. Он готов пойти на сделку, но только на своих условиях», – рассуждает Сажин.
Он напомнил, что Трамп сделал очень многое для еврейского государства: инициировал Соглашения Авраама, признал за израильтянами Голанские высоты, перенес посольство в Иерусалим, по сути, выгнал из США Организацию освобождения Палестины и, наконец, вышел из СВПД, против которого всегда выступал Израиль.