Перемирие позволит некоторым ливанцам вернуться домой. Фото Reuters
Прекращение огня в Ливане может привести к затуханию других фронтов у границ Израиля. После того как режим тишины в Стране кедров официально вступил в силу 27 ноября, члены палестинской группировки ХАМАС попытались использовать удачный момент и заявили, что готовы к серьезным договоренностям с еврейским государством. Анонсируя сделку накануне, премьер-министр Биньямин Нетаньяху заявил, что среди ее целей – экономия сил Израиля и смещение акцентов на борьбу с Ираном. Однако это не убедило некоторых членов его правящей коалиции: они хотят продолжить войну с «Хезболлой» любой ценой.
Группировка ХАМАС одобрила прекращение вооруженного конфликта в Ливане, который начал разгораться год назад в качестве акции возмездия за начало полномасштабной операции Израиля в секторе Газа.
Источник AFP в палестинском движении сообщил, что оно «готово к соглашению о прекращении огня и серьезной сделке по обмену пленными». По словам хамасовцев, об этом уже были уведомлены международные посредники в лице Египта, Катара и Турции.
В свою очередь, член политбюро ХАМАС Басем Наим пояснил, что его соратников полностью устраивает прекращение огня в Ливане. «Мы не добивались разрушения Ливана со стороны Израиля», – подчеркнул он. Представитель группировки заметил: ситуация на Ближнем Востоке уже «не может быть хуже», чем во время президентства Джозефа Байдена. Наим напомнил, что избранный президент США Дональд Трамп пообещал «закончить войны».
То, что вслед за ливанским фронтом может стабилизироваться и сектор Газа, допустил в разговоре с журналистами и неназванный представитель администрации президента США высокого ранга. Эта, по его словам, сделка «может стать переломным моментом». Выступая на брифинге, чиновник предположил, что оформление договоренностей в Ливане «оказывает давление на членов ХАМАС», потому что фактически «Хезболла» решила «их покинуть и разграничить два конфликта».
Вступление в силу сделки по Ливану одобрил и Иран – ключевой внешний покровитель «Хезболлы». Представитель Министерства иностранных дел Исламской Республики Эсмаил Багаи в официальном заявлении поприветствовал новость о прекращении боевых действий между Израилем и «партией Аллаха», однако подчеркнул «неизменность позиции» своей страны «в отношении поддержки правительства, народа и сопротивления Ливана».
Сделку о прекращении огня в Ливане премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху анонсировал 26 ноября, после совещания в узком кругу министров. Он объяснил необходимость соглашения несколькими причинами: необходимостью переключить все ресурсы на борьбу с Ираном, конфликт с которым в этом году перешел из опосредованного в прямой режим, пополнить истощенные арсеналы оружия и дать Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) восстановить силы.
«Соглашение о прекращении огня с Ливаном теперь означает, что Израиль сосредоточится на иранской угрозе, – заявил в своем выступлении Нетаньяху, отметив, что главный вызов теперь – это получение Тегераном военного атома. – Эта угроза всегда была моим главным приоритетом, и сегодня она еще больше, когда вы слышите, как иранские лидеры снова и снова заявляют о намерении получить ядерное оружие. Для меня устранение этой угрозы – самая важная миссия».
Сделка в Ливане устанавливает переходный период (60 дней) на взаимный отвод сил и прекращение силовых акций. «Хезболла» должна будет отойти за находящуюся вблизи границы реку Литани, на север, в то время как части ЦАХАЛ обязаны двинуться южнее, за «голубую линию» – согласованную ООН в 2000 году черту между государствами. При этом за сторонами конфликта закрепляется право на самооборону в соответствии с нормами международного права.
Пресс-служба ЦАХАЛ уже пообещала предпринимать жесткие меры против тех боевых соединений «Хезболлы», которые захотят пойти на нарушение сделки вопреки воле ее высшего командного звена. «Войска Армии обороны Израиля размещены на своих позициях в Южном Ливане, – проинформировали военные. – ЦАХАЛ будет действовать против любого, кто попытается нарушить соглашение о прекращении огня, и продолжит защищать граждан Израиля».
В соответствии с положениями сделки регулярная армия Ливана должна дислоцироваться на границе, чтобы следить за соблюдением договоренностей. Глава местного Минобороны Морис Слим сообщил, что регулярные силы увеличат численность своего присутствия на юге до 10 тыс. бойцов. «На ливанской территории (вблизи границы. – «НГ») будут только ливанская армия и Временные силы ООН в Ливане», – заявил министр в разговоре с каналом «Аль-Джазира».
Израиль пока не спешит выпускать для эвакуированных с прошлого года жителей севера рекомендацию возвращаться в дома. Для ливанцев, проживавших в приграничных районах, действуют те же жесткие предписания, дала понять израильская армия. Однако Бейрут смотрит на ситуацию совсем по-другому. Спикер ливанского парламента Набих Берри 27 ноября призвал тех соотечественников, которые покинули зону боевых действий, «вернуться в свои дома».
Праворелигиозное крыло правящей коалиции Израиля, которое на самых ранних этапах придерживалось жесткой линии в отношении Ливана, отреагировало на сделку неоднозначно. Так, министр национальной безопасности Итамар Бен-Гвир выразил уверенность, что прекращение огня на текущем этапе «не вернет жителей севера в их дома, не сдержит «Хезболлу» и фактически погасит историческую возможность нанести ей сильный удар и поставить их на колени».
«Это не прекращение огня, – заявил Бен-Гвир. – Это возврат к концепции «молчание ради молчания». Мы уже видели, к чему это ведет. Это соглашение не отвечает цели войны – благополучно вернуть домой жителей севера. Соглашение с ливанской армией – это соглашение на льду. Ливанская армия вообще не обладает авторитетом и уж точно не имеет возможности одолеть «Хезболлу». Для того чтобы покинуть Ливан, нам нужен собственный пояс безопасности».
В свою очередь, министр финансов Бецалель Смотрич, который также представляет ультраправый лагерь в правящем истеблишменте Израиля, заявил, что начавшийся режим прекращения огня станет «самым большим испытанием израильского правительства». «Если мы будем придерживаться этого решения, мы навсегда обеспечим безопасность Израиля. Я проголосовал за него, потому что верю, что мы будем его соблюдать», – подчеркнул Смотрич.
Вероятно, многое будет зависеть и от США, которые совместно с Францией взяли на себя роль гаранта прекращения огня. Белый дом находится в процессе транзита власти, который игроки Ближнего Востока воспринимают как фактор возможного сдвига в американской политике по отношению к региону. Администрация Байдена уже проинформировала команду Трампа о сути договоренностей по прекращению ливанского конфликта. «Им необходимо знать, что мы обсуждаем и каковы обязательства», – подчеркнул на брифинге представитель действующей администрации президента США высокого ранга, комментируя контакты. Чиновник обратил внимание на то, что в окружении избранного президента «как кажется, поддержали» мирную инициативу.