В числе тем, которые обсуждали генсек НАТО Марк Рютте и премьер Греции Кириакос Мицотакис, возможно, была и евро-атлантическая интеграция Кипра. Фото Reuters
По инициативе Киева во вторник, 26 ноября, в Брюсселе собрался Совет Украина–НАТО для обсуждения ответа на применение РФ гиперзвуковой ракеты «Орешник». Мероприятие прошло без генсека НАТО Марка Рютте. Он с визитом в Греции, где, возможно, помимо прочего обсуждались перспективы сближения с альянсом Кипра. В греческой прессе утверждается, что кипрские власти намерены поднять вопрос о присоединении этого государства к НАТО. Это вызовет противодействие Турции. Но договориться с ней, возможно, будет легче, чем решить проблемы приема Украины в НАТО.
Встреча в Брюсселе проходила на уровне послов. Это низший уровень взаимодействия в рамках Совета Украина–НАТО, особого механизма консультаций в случае кризисных событий, которого добился от союзников президент Владимир Зеленский.
Присутствие Рютте на встрече в Брюсселе было не обязательно. Он мог там быть, подчеркнув самим фактом своего участия важность обсуждаемой темы, а мог и не быть. Рютте выбрал второе, имея на то свои веские резоны.
Во-первых, послы не обсуждали конкретные решения. Как сказала по этому поводу украинский вице-премьер по вопросам европейской и евро-атлантической интеграции Ольга Стефанишина, «для нас Совет Украина–НАТО – это площадка, которая позволяет оперативно информировать союзников и получать оперативную информацию и их оценки ситуации, что позволяет формировать комплексную картину происходящего». Что Киев хочет от Запада в связи с ударом «Орешника» украинские чиновники (в частности, глава МИД Украины Андрей Сибига) озвучили заранее. Это предоставление дополнительных средств ПВО, в том числе способных перехватывать гиперзвуковые ракеты, и подтверждение, что санкция Вашингтона на удары дальнобойным оружием вглубь территории РФ остается в силе. Подтверждения Украина дождалась сразу же. Таковым можно считать заявление официального представителя Совета по национальной безопасности США Джона Кирби, сделанное в понедельник. Он сказал, что Белый дом действительно разрешил Украине применять для поражения целей в России ракеты ATACMS и, несмотря на, как выразился американский чиновник, «безответственные и безрассудные угрозы Москвы», не намерен это решение пересматривать. Это, кстати, первый случай, когда в Вашингтоне прямо и официально признали, что запрет президента США Джозефа Байдена на удары дальнобойными ракетами по РФ снят.
Что касается передачи Киеву средств борьбы с гиперзвуковым оружием, то тут быстрых решений ожидать не приходится. На сегодняшний день за пределами НАТО американские противоракетные комплексы THAAD защищают небо только важнейших и давних союзников США – Израиля, Южной Кореи, Саудовской Аравии и Японии. Единственное исключение было сделано в 2016 году для ОАЭ, да и то лишь в связи с тем, что страна согласилась участвовать в военной операции в Йемене против проиранского движения хуситов, а значит, могла подвергнуться ракетному удару Ирана. Порвать с традицией под занавес своего правления Байден вряд ли решится. Скорее он оставит этот вопрос Дональду Трампу, который, напомним, приступает к выполнению обязанностей президента только 20 января.
И во-вторых, Рютте не желал прерывать важнейшее международное турне. В понедельник он посетил Турцию, где провел переговоры с турецким президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом. Во вторник Рютте уже был в Афинах. Там он, не обращая внимание на шумные протесты, устроенные местными коммунистами, беседовал с премьер-министром Греции Кириакосом Мицотакисом. Переговоры были важны не только из-за того, что оба государства, из-за сложных отношений друг с другом и своей стратегической важности для всего альянса, традиционно находятся в сфере особого внимания генсеков НАТО. Греция – неофициальный покровитель, близкий торговый, экономический и политический партнер Кипра.
Между тем, как сообщает кипрская версия греческой газеты «Катимерини», кипрские власти хотят кардинально пересмотреть свои отношения с НАТО. Как известно, Кипр не входит в альянс. На территории страны еще с колониальных времен располагается военно-воздушная база страны НАТО, Великобритании. До недавнего времени на Кипре считали, что это достаточная гарантия безопасности. А влиятельные в стране левые (такие как не скрывавший своих коммунистических убеждений, выпускник московского вуза Димитрис Христофиас, являвшийся президентом с 2008 по 2013 год) выступали против вступления в НАТО принципиально. Но с конца 2023 года президент Кипра Никос Христодулидис – правоцентрист и сторонник пересмотра традиционного внешнеполитического курса страны. По данным «Катимерини», еще 30 октября во время визита в Вашингтон он представил Байдену план по интеграции его страны в НАТО. Позднее, утверждает издание, Христодулидис говорил на ту же тему с Рютте.
Прием страны в НАТО не может быть скорым процессом. В отличие от Украины, экономика и состояние демократических институтов Кипра отвечают стандартам альянса. Проблема в том, что в НАТО входит Турция. Она пыталась мешать даже вступлению Кипра в ЕС. А уж в НАТО, где Турция имеет право вето, Эрдоган страну обещает не пускать по крайней мере до тех пор, пока Запад не признает независимость Турецкой республики Северный Кипр. Насколько это в принципе приемлемо для греков-киприотов – отдельный сложный вопрос. Но так или иначе, ничто не мешает Кипру и НАТО максимально тесно координировать свои усилия в оборонной сфере. Кроме того, Христодулидис связывает определенные надежды с новой администрацией Белого дома. В Республиканской партии есть круги, заинтересованные в корректировке традиционной политики США в Восточном Средиземноморье. Так, бывший помощник Трампа по национальной безопасности Джон Болтон прямо высказывался за отказ от ставки на Турцию с ее капризным и отягощенным грузом имперских амбиций президентом и за создание того, что он называл проамериканской осью Греция–Кипр–Израиль. Возможно, новый президент США прислушается к этой точке зрения. А способы воздействия на Турцию Вашингтон вполне может найти.