Рио-де-Жанейро, второй после Сан-Паулу по населению город Бразилии, принимает саммит G20. Фото Reuters
В Рио-де-Жанейро начался двухдневный саммит «большой двадцатки» (G20). Приоритетными на нем, как всегда, станут климатическая повестка и экономические вопросы, а самое пристальное внимание будет приковано к двусторонним встречам. Так, британский премьер Кир Стармер станет первым за последние шесть лет лидером страны, который встретится с лидером Китая Си Цзиньпином, а президент Турции Реджеп Тейип Эрдоган вновь предложил свои функции посредника России и Украине, представив свой очередной миротворческий план.
Саммиты G20 (в этот клуб, напомним, входят 19 стран – крупнейших в мире экономик мира, плюс ЕС и Африканский союз) являются одними из немногих международных дискуссионных площадок, от которых РФ не отлучена. Поэтому некоторой интригой мероприятия долгое время являлось возможное участие в нем Владимира Путина. Бразилия признает юрисдикцию Международного уголовного суда (МУС), выписавшего ордер на арест российского лидера. Соответственно эксперты гадали, выполнят ли бразильцы этот ордер или повторится история с визитом Путина в Монголию. Эта азиатская страна ведь, также признавая юрисдикцию МУС, российского лидера не арестовала. Однако от поездки в Бразилию Путин отказался.
Также в Рио не поехали ни кронпринц Саудовской Аравии Мухаммед бин Сальман, ни его отец король Сальман. По некоторым данным, у кронпринца проблемы со слухом, которые могут усугубиться из-за длительного перелета. Зато прибудут лидеры Египта, Испании, Нигерии, Португалии, Парагвая, Норвегии, Малайзии и других стран, не входящих в состав G20. Таким образом, продолжилась тенденция, характерная для последних лет: международные форумы такого ранга превращаются в глобальные мероприятия с большим числом неформальных участников.
Президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва назвал целый ряд социальных и глобальных тем, таких как борьба с бедностью и голодом, вопросы устойчивого развития и энергетического перехода, а также подготовка реформы институтов глобального управления. Последнее – логично, исходя из его левых взглядов.
Накануне форума стало известно, что у турецкого президента есть свой план мира для Москвы и Киева, во многом похожий на представленный Дональдом Трампом. Эрдоган предлагает заморозить конфликт по линии фронта, отправить в Украину международный контингент для обеспечения безопасности и отложить вопрос о вступлении Украины в НАТО как минимум на 10 лет. Источники признают, что президенту Украины Владимиру Зеленскому будет трудно согласиться с планом, но именно он выглядит для Анкары наиболее реалистичным. Но пока от такого сценария отказался не Киев, а Кремль. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что заморозка по линии фронта для Москвы неприемлема.
В рамках форума и за его пределами пройдет ряд важных встреч. Например, премьер Великобритании Кир Стармер встретится с председателем КНР Си Цзиньпином. Это первая встреча глав двух стран за последние шесть лет. Учитывая сложные отношения Лондона и Пекина, лидеру лейбористов решение пойти на переговоры с Си далось непросто. Последуют обвинения в «предательстве» западных ценностей. Есть у Стармера и другая головная боль. Приход Трампа к власти ставит перед ним вопрос: пытаться ли добиться расположения Вашингтона и выстраивать новые экономические связи с США в ущерб приоритетному экономическому партнеру с ЕС или нет? Если премьер Великобритании откажется сотрудничать, то его стране грозят пошлины в 20%. Эта тема тоже станет предметом его переговоров в Бразилии.
В работе форума ожидаются проблемы. Президент Аргентины Хавьер Милей угрожал заблокировать принятие итогового коммюнике саммита. По данным The Financial Times ему не нравится пункт о необходимости повышенного налогообложения богатых. Эту тему, возможно, с ним будет обсуждать президент Франции Эмманюэль Макрон, но только после другого вопроса. Во Франции идут протесты фермеров из-за возможного договора ЕС и Меркосур (в настоящий момент – экономического объединения Бразилии, Аргентины, Уругвая) об облегченном доступе южноамериканской продукции.
Для некоторых участников саммита он станет лишь частью турне. Так, премьер-министр Индии Нарендра Моди после форума отправится в Гайану. Он попытается договориться о поставке в страну углеводородов: Гайана богата нефтью.