Президент Израиля Ицхак Герцог был вынужден отказаться от стратегически важного визита в Баку на Конференцию ООН COP29. Фото Reuters
Турция заблокировала проход через свое воздушное пространство для самолета израильского президента Ицхака Герцога. Решение о запрете Анкара приняла в тот момент, когда политик должен был отправиться на Конференцию ООН по изменению климата (COP29) в Азербайджане. Эпизод продолжил череду конфликтных ситуаций между двумя странами, возникших на фоне войны в секторе Газа. Отдельно турецкая сторона решила поддержать ХАМАС: по данным израильских СМИ, недавно Анкара разместила у себя политбюро группировки, лишившееся давнего убежища в катарской столице.
О том, что Анкара санкционировала запрет на проход важного израильского борта через свое воздушное пространство, сообщил ряд СМИ. Инцидент произошел в начале недели, когда у Герцога был запланирован визит на климатический саммит в Баку, утверждают источники вашингтонского издания Al-Monitor. По их словам, власти еврейского государства направили Анкаре запрос на прохождение самолета, однако «разрешение не было предоставлено».
Дипломатические усилия для того, чтобы Герцог смог прибыть на COP29, предприняли со своей стороны и власти Азербайджана, утверждают местные СМИ. Но без видимых результатов. Канцелярия президента Израиля была вынуждена сообщить, что визит Герцога в Баку был отменен «по соображениям безопасности».
Неделей ранее президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что его страна не планирует «шагов для улучшения» контактов с еврейским государством. «На данный момент у нас нет никаких отношений с Израилем, – отметил он. – Мы сохраним эту решимость, и правительство Турецкой Республики, пока ее возглавляет Эрдоган, не будет развивать отношения с Израилем». Он заверил журналистов, что Анкара прекратила торговые отношения с властями еврейского государства, несмотря на то что критики говорят об обратном. «Мы поддерживаем Палестину в ее справедливом деле до конца… Мы будем стоять на стороне угнетенных», – подчеркнул он.
Вероятно, эпизод с запретом на проход президентского лайнера должен был подчеркнуть решительность Турции как защитницы интересов палестинцев, потому что критика в ее адрес за мягкость к еврейскому государству звучит слишком часто.
Другой важной инициативой стало то, что республика, как кажется, предоставила политическому крылу ХАМАС убежище. По данным The Times of Israel, это произошло после того, как Катар, традиционная безопасная гавань радикального движения, якобы объявил о выдворении высокопоставленных лидеров ХАМАС по причине давления со стороны администрации президента США. Эмират отрицает то, что принудил политических деятелей палестинской группировки покинуть свою территорию. Официально Доха объявила только о завершении посредничества в переговорах о заключении мирной сделки между палестинским движением и Израилем, объяснив это тем, что стороны вооруженного конфликта не хотят идти на взаимные уступки.
ХАМАС долгое время использовал Стамбул в качестве одного из центров планирования операций, свидетельствуют данные израильской разведки. Более того, там проживают семьи членов этой группировки. Однако Анкара за последний год долго колебалась, как выстраивать свои отношения с хамасовцами после их вторжения на юг Израиля 7 октября. Наступательные операции еврейского государства заставили Эрдогана ужесточить свои подходы к проблеме.
Другой вопрос, что Азербайджан как принимающая сторона COP29 лишился важного гостя. Баку экспортирует сырую нефть в Израиль через специальных транзитеров, среди которых числятся турецкие компании, и, кроме того, активно закупает продукцию израильской оборонной промышленности. Эта боевая техника была замечена, например, в ходе второй карабахской войны 2020 года. В свою очередь, израильтяне видят в Азербайджане важного партнера, который разделяет обеспокоенность геополитическими вызовами, исходящими со стороны Ирана.
В июле стремление Турции продемонстрировать свою жесткость к Израилю уже нанесла ущерб интересам Азербайджана в публичном пространстве. После того как ситуация в Ливане начала накаляться, Эрдоган заочно пригрозил еврейскому государству: «Мы вошли в Карабах, вошли в Ливию, мы сделаем с ними (израильтянами. – «НГ») то же самое. Нет ничего невозможного. Нам просто нужно быть сильными, чтобы совершить такие шаги».
Своей попыткой публично надавить на правительство Нетаньяху турецкий лидер подорвал официальные нарративы Баку. Власти Азербайджана неоднократно делали акцент на том, что его армия «не нуждается ни в каких сторонних силах для обеспечения территориальной целостности» и что она полностью укомплектована профессиональными военными и хорошо подготовлена к боям за Карабах. Фактически, тогда Эрдоган подыграл Еревану, который в 2020-м настаивал на том, что на стороне Азербайджана воюют не только турецкие военнослужащие, но и наемники из Сирии, переброшенные инструкторами SADAT – первой в истории турецкой частной военной компании.
Как отмечает в своей аналитике американский Центр Стимсона, Израиль и Азербайджан связаны слишком прочными двусторонними отношениями, чтобы их испортила война в секторе Газа. «Анкара надеется, что Баку проявит больше сочувствия к палестинцам. Но Азербайджан вряд ли откажется от долгосрочного стратегического партнерства с Израилем, чтобы развеять опасения Анкары», – резюмируют западные исследователи.