На посту госсекретаря Марко Рубио, возможно, придется быть лишь исполнителем воли Трампа, который сам хочет заниматься внешней политикой. Фото Reuters
Избранный президент США Дональд Трамп формирует свою команду, в том числе ту ее часть, которая будет отвечать за внешнюю политику. В американской прессе, со ссылкой на источники в Республиканской партии, уверенно назывались наиболее вероятные кандидаты на должности госсекретаря, помощника по национальной безопасности и постпреда при ООН. Самое интригующее из возможных назначений – это, конечно, глава госдепартамента. На эту должность прочат сенатора от Флориды Марко Рубио, сторонника углубления противостояния с Китаем, скорейшего прекращения конфликта РФ и Украины и вместе с тем автора многих антикремлевских инициатив.
Сейчас, после завершения выборов, ключевой интригой американской политики остается персональный состав администрации Трампа. Процесс ее формирования идет полным ходом. В понедельник и вторник в прессе стали появляться фамилии тех людей, которым предложат отвечать за реализацию внешнеполитического курса президента.
В вышедшем 11 ноября интервью в The New York Post Трамп сказал, что предложит на пост постпреда при ООН члена Палаты представителей Элиз Стефаник. Это знаковая кандидатура. Выбор Трампа свидетельствует о том, что он намерен резко усилить поддержку Израиля и одновременно пересмотреть отношения США с международными организациями. Стефаник пользуется репутацией убежденной сторонницы еврейского государства. Вместе с тем пиетета по отношении к ООН она начисто лишена. Достаточно сказать, что Стефаник предлагала полностью прекратить американское финансирование этой организации, если та будет проводить «антиизраильскую политику». Имеются в виду время от времени появляющиеся предложения ряда мусульманских стран ввести санкции против Израиля или даже заморозить его членство в ООН (последний раз с такой идеей выступил спикер парламента Турции Нурман Туркулмуш на встрече глав парламентов G20). Биография Стефаник – иллюстрация того, как Трампу удалось взять под свой контроль Республиканскую партию. В прошлом она была оппоненткой этого политика. Стефаник – дочь состоятельных родителей, уроженка Нью-Йорка, выпускница Гарварда, бывшая помощница президента США Джорджа Буша-младшего, словом, яркая представительница того, что в США называют партийным истеблишментом. Решение Трампа назначить ее постпредом при ООН уже раскритиковало и левое крыло Демократической партии, и мусульманские организации Америки. Правда, их недовольство решение избранного президента, конечно, не изменит.
Во вторник появились сообщения о том, что Трамп намерен предложить пост помощника президента по национальной безопасности и госсекретаря двум представителям Флориды. Это один из наиболее лояльных республиканцам штатов. Здесь, как известно, располагается резиденция Трампа Мар-а-Лаго. Сообщается, что помощником президента по национальной безопасности он собирается сделать члена Палаты представителей Майкла Уолца, а госсекретарем – Рубио. Обе кандидатуры достаточно неожиданные. Особенно много вопросов вызвала кандидатура Уолца, не самого известного функционера Республиканской партии. В его послужном списке впечатляет разве что прошлое до занятия политикой. Уолц – бывший «зеленый берет», участник боевых действий в Афганистане, обладатель четырех Бронзовых звезд (воинская награда, вручаемая за мужество на поле боя). Благодаря этому Уолц, к тому времени занимавший второстепенные посты в Пентагоне, и смог в 2018 году победить на выборах в Конгресс. Законодатели-республиканцы наверняка не одобрили бы эту кандидатуру. Но помощник президента по национальной безопасности – это должность, находящаяся исключительно в ведении главы государства. Санкции Конгресса тут не требуется.
Если о назначении Уолца в прессе писали как о деле решенном, то газета The New York Times допускала, что в отношении Рубио Трамп может передумать. Этого следовало ожидать. Рубио слишком яркий политик, в 2015–2016 годах боровшийся с Трампом за право баллотироваться в президенты от республиканцев. Он достаточно популярен и имеет собственное мнение по многим внешнеполитическим вопросам. С такими людьми Трамп обычно нелегко уживается. В свою первую каденцию он пытался низвести госсекретаря до простого исполнителя президентской воли. Не ясно, согласен ли на эту роль Рубио.
Между тем на днях уже был пример, когда сорвалось назначение, которое, как сообщалось в прессе со ссылкой на источники, было очень вероятным. Пост министра обороны Трамп не предложил бывшему госсекретарю Майклу Помпео. По данным The Wall Street Journal, этого добился сын президента Дональд Трамп – младший. Трамп-старший заявлял, что в этой каденции, в отличие от прошлой, не будет привлекать в Белый дом членов своей семьи. Но все же к мнению сына он прислушивается, так что информацию газеты нельзя счесть заведомо безосновательной. Впрочем, еще один сенатор от Флориды Рик Скотт заверил прессу, что Рубио точно станет госсекретарем и займется «восстановлением лидерства Америки в мире».
При всем различии Уолца и Рубио они сходны в одном: и тот и другой – убежденные противники Китая. Их назначения во внешнеполитический блок однозначно свидетельствует о том, что Трамп нацелен на продолжение той линии в отношении КНР, которой придерживался на первом своем сроке. А вот делать однозначные выводы о российском направлении внешней политики новой администрации по этим назначениям едва ли можно. И Уолц, и Рубио голосовали против помощи Украине. Но сторонниками уступок Кремлю их никак назвать нельзя. Особенно это касается Рубио. Достаточно сказать, что именно он – автор идеи отключить РФ от SWIFT. На его позицию в отношении России, вероятно, серьезно влияет семейная биография. Его родители и родственники эмигрировали из Кубы за несколько лет до прихода к власти Фиделя Кастро. Дед по каким-то причинам решил вернуться и чуть было не погиб. В 1962 году ему, с риском для жизни, удалось сбежать с Острова свободы. Это его внук не забыл и вряд ли забудет.