Президента Франции Эмманюэля Макрона в отличие от премьер-министра Венгрии Виктора Орбана нельзя отнести к числу восторженных сторонников Трампа. Фото Reuters
Избрание Дональда Трампа президентом США озадачило европейских союзников Вашингтона. Они пока не до конца представляют, как изменились внешнеполитические воззрения нового американского лидера по сравнению с его первым президентским сроком. Лидеры европейских государств, входящих и не входящих в Евросоюз, собрались, чтобы обсудить, как надо выстраивать отношения с США при новой администрации Белого дома.
В Будапеште начался двухдневный неформальный (то есть проходящий без подписания документов) саммит стран Евросоюза. Его предваряла проходившая в четверг, 7 ноября, там же, в венгерской столице, встреча Европейского политического сообщества (ЕПС) – организации, созданной по инициативе президента Франции Эмманюэля Макрона.
Она представляет собой, по существу, формат переговоров о судьбах Европы, в котором можно вести обсуждение с любой страной, в том числе не входящей в ЕС или НАТО. На нынешнюю встречу ЕПС приглашены представители 47 государств, в том числе Украины.
В сущности, главная тема обоих мероприятий, переходящих одно в другое, это обмен мнениями по поводу выборов в США и оценка перспектив сотрудничества с Трампом, особенно по российско-украинскому конфликту. Первая каденция этого политика (с 2017 по 2021 год) ознаменовалась обострением отношений Соединенных Штатов и с НАТО, и с ЕС. Трамп четко указал, что для него на первом месте стоят интересы его страны, как он их понимает. Тогда это означало жесткую протекционистскую экономическую политику, втягивание европейских стран в торговую войну с Китаем и особенно раздражавшее европейцев требование не уповать на то, что их защиту будут обеспечивать США в одиночку и за свой счет. Поэтому Трамп почти в ультимативном порядке добивался от союзников повышения расходов на оборону. Время показало, что это было правильное требование. Сейчас цифры, на которых настаивал Трамп (трата минимум 2% ВВП в год на оборонные нужды) в странах ЕС и НАТО считаются уже пройденным этапом. На повестке – повышение этого показателя до 3%, как в годы холодной войны.
Вместе с тем еще в первую каденцию над Трампом довлела откровенно пугающая многие страны ЕС репутация сторонника компромисса с Кремлем. Об обещанной им и сейчас гипотетической сделке с РФ, которой якобы можно завершить конфликт Москвы и Киева, много говорили участники встреч в Будапеште. Так, финский премьер-министр Петтери Орпо четко разъяснил, что для его страны завершение кровопролития ценой уступок, которые будут выглядеть как поражение Запада, неприемлемо. Скорее уж финны согласятся на дополнительные расходы, чем на такую сделку. «Я полагаю, мы должны дать четкий и ясный сигнал США и новой администрации: мы готовы поддерживать Украину столько, сколько потребуется», – сказал он, общаясь с журналистами перед встречей ЕПС. Между прочим, Орпо употребил выражение «финская модель», но в новом значении, не в том, в котором ее воспринимали все годы после Второй мировой войны. На протяжении десятков лет Финляндия была примером нейтрального государства, которое может строить ровные отношения со своим восточным соседом, служа мостом между ним и Западом. Теперь же, по словам Орпо, «финская модель» такова: «Мы являемся членом НАТО, мы являемся членом Европейского союза, мы поддерживаем Украину».
Эту позицию одобрил присутствовавший на будапештской встрече украинский президент Владимир Зеленский. Он назвал «уступки Путину» неприемлемыми для Украины и «самоубийством для всей Европы». Вместо этого, как считает Зеленский, Запад должен отстаивать концепцию «мир через силу» – то есть через давление на Россию с целью заставить ее идти на уступки.
В таком же духе были выдержаны заявления многих других участников мероприятия. Как следует со слов нового генсека НАТО Марка Рютте, он собирается донести эту позицию до Трампа. Он сказал журналистам перед встречей ЕПС, что планирует провести переговоры с избранным американским президентом. Их тематику Рютте обозначил так: «Мы можем все четче видеть, что Северная Корея, Иран, Китай и, конечно же, Россия совместно действуют против Украины. И конечно же, Россия должна поплатиться за это». Особое беспокойство, по словам генсека, вызывает возможность передачи Москвой каких-либо технологий Северной Корее. Рютте сказал, что этот вопрос будет обсуждаться в формате ЕПС и ЕС.
Интересно, что на будапештских мероприятиях высказывалось крайне мало оптимистических оценок перспектив сотрудничества с Трампом. Чуть ли не единственным, кто публично радовался его избранию, был премьер-министр Венгрии Виктор Орбан. Он первым поздравил Трампа с победой и сделал сразу несколько заявлений о том, что ожидает углубления связей с США на двустороннем межгосударственном уровне. От имени ЕС Орбан, лидер страны – председательницы Евросоюза, не говорил, что понятно. Трамп вступит на президентский пост в конце января 2025 года. А Венгрия перестанет быть председательницей ЕС с 31 декабря. Ее сменит Польша, где у власти правительство премьер-министра Дональда Туска, который никогда не числил себя в единомышленниках Трампа.