Фото Reuters
МИД Германии опубликовал 6 ноября сообщение в связи с визитом главы ведомства Анналены Бербок в Киев. По сути, визит был тайным, заранее о нем никто никого не оповестил. Бербок ограничилась политическим заявлением чуть ли не на вокзале по прибытии в Киев утром 4 ноября и в тот же день отбыла обратно. В СМИ ничего не сообщается ни о сопровождавших ее лицах, ни о встречах с официальными лицами. Сообщение МИД практически свелось к сделанному его главой по прибытии заявлению.
Обращает на себя внимание, что немецкий министр приехала в Киев в разгар правительственного и партийного кризиса у себя в стране. Вечером 6 ноября на заседании коалиционного комитета правящих в Германии партий должны были принять окончательное решение о возможности продолжения функционирования правящей коалиции.
А на предстоящей конференции партии «Зеленых», к которой принадлежит Бербок, ожидаются избрание нового руководства и разбор причин, приведших к существенному падению рейтинга партии в глазах избирателей.
Этот визит в Киев был третьим за текущий год (предыдущие состоялись в мае и сентябре) и совпал с президентскими выборами в США. Поводом для поездки стали почти 1000 дней с начала российско-украинского вооруженного конфликта.
Лейтмотивом заявления Бербок была «бескомпромиссная поддержка» Украины. В его преамбуле перечисляются страдания украинцев от поведения России. Министр, однако, не вдается в причины кризиса, включая действия украинских националистов против населения Донбасса. Более того, Бербок даже не вспоминает о предательстве Германией Минских соглашений. А ведь они представляли собой решение проблемы, которая сегодня разрешается вооруженным путем. О возможных путях поиска мира в Украине в речи министра нет и речи.
Бербок отметила, что «украинцы демонстрируют огромный уровень сопротивления, несмотря на надвигающуюся угрозу третьей зимы в состоянии противостояния c Россией. А также несмотря на то что российские авиаудары по гражданской инфраструктуре, наступление в Харьковской области и Донбассе, оружейная поддержка Северной Кореи еще больше усугубляют ситуацию». О том, что армии НАТО, в том числе и Бундесвер, в ходе югославской кампании 1990-х годов наносили удары по энергетической инфраструктуре Югославии, она не вспоминает. Вряд ли можно допустить, что ныне 43-летняя Бербок этого не знала, хотя скорее всего в немецких школах в тот период на этом факте не акцентировали внимание.
В министре пробуждаются нотки гуманности. Она решает противопоставить «этой жестокости нашу (немецкую. – «НГ») гуманность и поддержку – не только для того, чтобы украинский народ смог пережить зиму, но и для того, чтобы их страна могла продолжать существовать. Ведь они также защищают свободу для всех нас в Европе».
Расхожий тезис о защите Киевом европейских ценностей в свете победы Дональда Трампа на выборах президента США читается как обязательство Германии взять на себя всемерную помощь Украине после ожидаемого выхода США из цепочки американо-европейской военной и финансовой поддержки Киева. Правда, 170 млн евро, обещанные Бербок украинцам для восстановления их энергосистемы, представляют собой каплю в море.
Но зато она готова наращивать поставки Украине вооружений. В заявлении Бербок говорится о системах ПВО, в частности о «гепардах», эффективно уничтожающих, по ее мнению, российские беспилотники. Вместе с тем она умалчивает о танках немецкого производства, которые участвовали во вторжении в Курскую область. И, как выяснилось на днях из заявления российского Минобороны, имели целью захват и разрушение Курской АЭС, чтобы вызвать радиоактивное заражение территории России. Правда, российские ученые считают, что в таком случае радиоактивное заражение охватило бы и Европу.