Не часто в США бывает так, что в Капитолии большинство – у той же партии, к которой относится президент. Фото Reuters
В Соединенных Штатах помимо выборов президента страны переизбрали еще и Палату представителей, а также Сенат. Кроме того, в стране прошли местные выборы. На момент выхода номера известно, что верхнюю палату Конгресса республиканцы оставили за собой – у «красных» будет как минимум 52 места. В Палате представителей также велика вероятность победы республиканцев, которые могут повторить успех своих оппонентов 2020 года. В этом случае Дональду Трампу станет куда легче претворять свои идеи в жизнь.
Для убежденных сторонников Демократической партии наступил, пожалуй, самый худший день с 2016 года. Мало того, что их кандидат проиграл президентские выборы. Избиратели показали, что их не устраивают два года доминирования демократов в обеих палатах Конгресса. С 2020 по 2022 год, когда на промежуточных выборах республиканцы отвоевали себе преимущество в Палате представителей, они контролировали законодательный орган. С 2022 года Демократическая партия превалировала в Сенате. Там две партии имели равные фракции, а при такой ситуации, согласно американскому законодательству, решающий голос имеет вице-президент. То есть Камала Харрис. Теперь этого не будет. Вопрос лишь в качестве победы республиканцев. Сколько палат окажется под их контролем, одна или две?
Уже известно, что в Сенате у республиканцев позиции будут крепче, чем были у демократов. У тех даже единства во фракции не было. Хрупкий баланс сил в верхней палате то и дело нарушали сенатор от штата Аризона Кирстен Синема и сенатор от Западной Вирджинии Джозеф Мэнчин, особенно второй. Они – члены демократической фракции Сената, но вели себя независимо. В голосовании по некоторым законопроектам Синема и Мэнчин порой голосовали так же, как республиканцы. Бывало, им доводилось конфликтовать с президентом-однопартийцем. Мэнчин, например, скептически относился к ряду «зеленых инициатив» Джозефа Байдена. Оба сенатора отказались переизбираться.
Если Синему скорее всего заменит демократ Рубен Гальего (он одолел многострадальную телеведущую Кэри Лейк, которая не может победить уже на нескольких выборах подряд), то эстафету от Мэнчина примет республиканец Джим Джастис. В Западной Вирджинии он одолел демократа Гленна Элиотта с огромным отрывом. Джастис набрал почти 70%. И это в штате, в котором в последний раз республиканцы выигрывали аж в 1956 году! К слову, в Западной Вирджинии сенатором с 1959 по 2010 год был консервативный демократ Роберт Берд. Во многом именно его политическую традицию продолжал Мэнчин.
В Палате представителей на момент подписания номера расклад сил не ясен. Республиканцы, по-видимому, увеличат свое представительство, но разгромного поражения демократов не будет. Кстати, в нижнюю палату Конгресса попадает один из самых ненавистных для Трампа политиков. В Палату представителей избрана 84-летняя Нэнси Пелоси, которая много лет являлась ее спикером.
Если же в Конгрессе будет большинство у однопартийцев главы Белого дома, это сулит ему многое. С республиканским Сенатом вновь избранный президент Трамп сможет без труда назначать судей Верховного суда (где и так доминируют близкие по взглядам к республиканцам люди) и лояльных себе государственных служащих. Контроль над нижней палатой критически важен для миграционной реформы, то есть для выполнения ключевого предвыборного обещания этого политика.
Вместе с тем говорить о том, что президент получит всю полноту власти в стране, конечно, не стоит. В Америке политические партии всегда были конгломератом различных групп влияния, людей с разными убеждениями и происхождением. Республиканец из одного штата может по своим взглядам разительно отличаться от республиканца из другого штата. При Трампе партия, конечно, стала более однородной: в ней доминируют его единомышленники-трамписты. Но не факт, что это единство – надолго.
И уж конечно, взаимоотношения между президентом и фракциями Конгресса (республиканской и тем более демократической) не будут строиться в директивно-приказном порядке. Американцы привыкли, что глава исполнительной власти – пусть и уважаемый, имеющий большие полномочия, но всего лишь чиновник, чьи возможности влиять на законодателей и судей ограничены законом. В случае если Трамп попытается навязывать свою точку зрения Конгрессу, против него взбунтуется его собственная партия. И тогда – импичмент, а за ним – тюрьма. Не следует забывать о многочисленных уголовных делах против Трампа. По одному из них, о финансовых махинациях в связи с выплатами отступных порноактрисе Сторми Дэниэлс, приговор будет оглашен в этом месяце.