Дональд Трамп обещает каждому американцу новую жизнь. Фото Reuters
Дональд Трамп посрамил скептиков. Он не только выиграл у Камалы Харрис, но и сделал это убедительно. Оспорить итоги выборов в условиях, когда один кандидат обходит другого на 5 млн голосов – почти нерешаемая задача. Пока окончательно не подведены результаты всех выборов (как президента, так и законодателей, а также местных органов власти), рано строить прогнозы относительно того, каким окажется второй срок Трампа. Есть лишь признаки того, что он будет серьезно отличаться от первого. Его команда изменилась, да и ситуация в мире принципиально другая, нежели та, что была четыре года назад, когда ему пришлось покинуть Белый дом.
В Вашингтоне, у Говардского университета, где располагается штаб Харрис, тысячи сторонников Демократической партии в ночь с 5 на 6 ноября ждали результатов президентских выборов. Предполагалось, что скоро перед ними появится кандидат, которая поздравит их с победой, все же достигнутой, пусть и с минимальным перевесом. Вместо этого многотысячной толпе пришлось разойтись, так и не дождавшись речи Харрис. Ей нечего было сказать своим сторонникам. Ведь с экранов ведущие американские телеканалы транслировали неутешительные для демократов цифры.
Уже через пару часов после начала подсчета голосов отрыв Трампа от Харрис стал недосягаемым. А к утру, по местному времени, экс-президент преодолел планку в 270 голосов выборщиков. Столько нужно, чтобы Коллегия выборщиков от штатов объявила его новым главой государства.
Теперь Демократической партии предстоит сложная работа над ошибками. Их было допущено немало. Главная из них – это, конечно, слишком запоздавшее решение Джозефа Байдена отказаться от переизбрания. О том, что он не сможет победить Трампа, эксперты и пресса предупреждали еще в 2022 году. Тем не менее Байден снялся с дистанции только этим летом, после разгромного поражения на теледебатах. Тут демократы допустили вторую ошибку. Они предпочли не рисковать с выбором нового кандидата, а сделали ставку на вице-президента Харрис. А ее способности к публичной политической деятельности явно оставляли желать лучшего. Вдобавок неудачным оказался выбор кандидата в вице-президенты. Губернатор Миннесоты Тим Уолц не смог «подстраховывать» Харрис, удачно выступая там, где не добивалась успеха она. Трамп же, напротив, со своим «вторым номером» не ошибся. Его кандидат в вице-президенты Джей Ди Вэнс – открытие этих выборов. Во многом именно поэтому избирателей не пугал почтенный возраст Трампа: они знали, что, если он не сможет исполнять обязанность, его дело будет продолжено единомышленником. Так Харрис, не допустив фатальных промахов, имея соперника с огромным антирейтингом, тем не менее проиграла выборы.
В числе проигравших – и американские социологи. Опросы, как это уже не раз бывало в истории (отнюдь не только американской), показали неверную картину предпочтений избирателей. Они не выявили, сколько в США «застенчивых» респондентов, которые не желали признаваться, что проголосуют за Трампа. За рамками рейтингов остались и те американцы, которые определялись со своими голосами у избирательной урны. Их было много в колеблющихся штатах, где в итоге Трамп преуспел.
Трамп в своей речи в Уэст-Палм-Бич назвал свою победу «изумительной», станцевал перед телекамерами и, помимо всего прочего, пообещал, что будет президентом, который заканчивает войны, а не начинает их. Это – словесный реверанс не только своим избирателям, но и единомышленникам за границей. Некоторые из них восприняли успех Трампа как свой личный. Первым в Евросоюзе его поздравил премьер-министр Венгрии Виктор Орбан. Он назвал победу Трампа «самым впечатляющим политическим возвращением в истории США». Последний раз президент, не сумевший переизбраться на второй срок подряд, возвращался в Белый дом аж в 1893 году. Забытый ныне демократ Гровер Кливленд кое в чем напоминал республиканца Трампа. Он тоже в первый свой срок слыл возмутителем спокойствия, шел против истеблишмента собственной партии и тоже вышел из этой схватки победителем.
Но, вернувшись в Белый дом, Кливленд быстро растерял популярность, не сумев осуществить, в общем-то, ни один из планов, которые у него были. Сторонникам Трампа остается надеяться, что он не повторит опыт своего предшественника и его второй срок окажется успешнее первого.
Если обратиться к предвыборной программе Трампа и его обещаниям, то получится, что и то и другое не сильно отличается от обещаний и программы 2016 года. Он все так же планирует решительные меры борьбы с нелегальной миграцией – те, которые ему так и не удалось осуществить из-за противодействия Верховного суда и Конгресса. Обещание разобраться с 11 млн нелегалов и критика Байдена–Харрис за неспособность это сделать привлекла к нему симпатии многих американцев. Возможно, это даже решающий фактор его победы. «Никакой президент в США не может быть абсолютно свободным в своих решениях. Этому мешают и бюрократические процедуры, и интересы групп, которые надо согласовывать. Трамп здесь не исключение. Он может ужесточить контроль за границей, но не пресечь нелегальную миграцию полностью», – считает доктор политических наук, профессор кафедры международной безопасности факультета мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова Алексей Фененко. В комментарии «НГ» он отметил, что потомки вчерашних мигрантов из Латинской Америки уже не восполняют потребность страны в неквалифицированной рабочей силе, а значит, по главному пункту своей избирательной программы Трамп вряд ли добьется кардинального успеха.
Избранный президент обещает отменить ограничения на добычу нефти и газа в США, оживить «Ржавый пояс» Америки путем развития традиционного автопрома и снятия квот на электромобили, так же как все республиканские лидеры, выступает за радикальное снижение налогов. Все эти меры чреваты серьезным противодействием внутри США. А Трамп к тому же еще и хочет серьезно обновить чиновничий корпус страны, что само по себе не сулит ему безоблачной каденции.
За рубежом, конечно, в первую очередь интересует его внешнеполитический курс. В поздравлениях, которые ему отправляли 5 ноября лидеры стран – союзников США, выражалась надежда, что полного отказа от наследия Байдена при Трампе не будет, по крайней мере в политике в отношении РФ и Ближнего Востока. Их беспокоят в первую очередь пресловутые планы закончить российско-украинский конфликт некоей сделкой с Москвой и воспоминания о первом сроке, когда Белый дом откровенно поддерживал правительство премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху. Что касается ближневосточного направления, то тут Трамп явно будет проводить иную политику хотя бы уж потому, что за нее не будет больше отвечать его зять Джаред Кушнер. Он и его жена, дочь президента Иванка Трамп не планируют возвращаться в Белый дом.
Велика вероятность, что за украинское направление будет отвечать Вэнс. Заниматься внешней политикой ему, как вице-президенту, и по должности полагается, и в ходе избирательной кампании он об Украине много говорил. Вэнс, так же как Трамп, обещает закончить конфликт Москвы и Киева договоренностью между ними. Фененко при этом предостерегает от вывода, что обязательно будет предложен такой компромисс, который устроит РФ. «Надо помнить, что в президентство Трампа поддержка Украины со стороны США стала огромной. Может быть так, что России предложат неприемлемые условия, а когда она откажется, поддержка Киева Вашингтоном возрастет», – сказал он.