На фоне зреющего кризиса в правящей коалиции канцлер ФРГ Олаф Шольц (справа) призвал своих заместителей Кристиана Линднера (слева) и Роберта Хабека (в центре) преодолеть разногласия. Фото Reuters
Во вторник, 5 ноября, федеральный канцлер Олаф Шольц провел многочасовые совещания со своими вице-канцлерами – министром финансов Кристианом Линднером и министром экономики и климата Робертом Хабеком. Их главная тема – спасение правящей коалиции. Основная причина раздоров состоит в поиске рецептов для оживления экономики страны.
По итогам года Германию ожидают спад конъюнктуры и негативный показатель ВВП. Это происходит второй год подряд, и в 2025-м, несмотря на оптимистические заверения Роберта Хабека, ситуация вряд ли улучшится. В стране закрылись крупнейшие автозаводы Volkswagen. Забастовку объявили оставшиеся заводы концерна, а его руководство ответило разрывом договора о социальном мире между профсоюзами и администрацией компании. В результате страна – на пороге кризиса.
В этих условиях появилась так называемая «бумага Линднера». Ее основная идея заключается в снижении налогов. Речь идет о снижении в первую очередь корпоративного налога и об отмене налога «солидарности», который был введен после воссоединения Германии для финансирования развития бывшей ГДР. Он действует с 1998 года и составляет 5,5% размера подлежащего уплате физическими лицами подоходного налога и налога на прибыль для юридических лиц. Причем этим налогом облагаются все граждане ФРГ.
Против отмены налога «солидарности» высказываются социал-демократы. А «Зеленые» выступают не за снижение налогов, а за увеличение кредитной задолженности правительства. Его размер законодательно ограничен, и изменение этого положения требует изменения Конституции ФРГ.
Экономическая газета Handelsblatt утверждает о «максимальном критическом настроении в правящей коалиции». В стране активно обсуждается вопрос об отставке действующего правительства и проведении досрочных выборов. Видимо, с этим связана и объявленная встреча лидера консервативной оппозиции, главы Христианско-демократического союза (ХДС) Фридриха Мерца с федеральным президентом Франк-Вальтером Штайнмайером. В этой связи журнал Stern даже опубликовал варианты возможной отставки правительства и проведения досрочных выборов. Главным средством на этом пути является успешный вотум недоверия действующему канцлеру. Причем глава правительства сам может поставить перед Бундестагом вопрос о доверии.
К этому шагу Шольца подталкивают некоторые лидеры Социал-демократической партии Германии (СДПГ), в частности ее бывший глава Зигмар Габриэль, считающий, что правящая коалиция себя исчерпала. Даже выход одного из партнеров из правительственной коалиции (к чему подстрекал Свободную демократическую партию и ее лидера Линднера глава ХДС) автоматически к проведению новых выборов не ведет. Только после проигранного (простым большинством) вотума доверия федеральный президент может распустить Бундестаг и назначить новые выборы.
Но такой вариант кажется местным политическим обозревателям все же маловероятным, так как, согласно опросам, партии правящей коалиции потерпят на новых выборах сокрушительное поражение. Ключевым фактором становится позиция министра финансов Линднера. Ему надо предпринять конкретные шаги, чтобы улучшить показатели опросов, которые предрекают свободным демократам исчезновение с федеральной политической сцены. Ведь на предстоящих выборах они не преодолеют пятипроцентный барьер. Решится ли он пойти на развал правящей коалиции, если требования, изложенные в его 18-страничной бумаге, не будут приняты СДПГ и «Зелеными», покажет ближайшее будущее.
Конечно, нельзя исключать и варианта внутреннего мятежа в рядах СДПГ, когда Шольца попытаются в качестве канцлера заменить другим политиком. Ряд изданий не устает называть в качестве такового нынешнего министра обороны Бориса Писториуса. У него якобы с лидером ХДС Мерцем сложились прекрасные отношения, и в коалиционном правительстве ХДС/ХСС и СДПГ Писториус мог бы стать вице-канцлером.
Но таких прецедентов в немецкой послевоенной истории еще не было, а у Шольца пока довольно устойчивые позиции в партийном аппарате. Так что без его собственного желания такая перестановка вряд ли произойдет.