Cоциал-демократ Дитмар Войдке (в центре), христианский демократ Ян Редман (слева) и представитель АдГ Ханс-Кристоф Берндт едва ли согласятся на коалицию. Фото Reuters
«Альтернатива для Германии» (АдГ) не записала в свой актив еще один успех на региональных выборах. В восточногерманской земле Бранденбург, за избранием местного парламента (Ландтага) которой следила вся Германия, с минимальным отрывом, но победили, заняв первое место, социал-демократы. Это укрепит позиции партии на федеральном уровне. Однако в Бранденбурге ситуация может сложиться так, что социал-демократам, избежавшим прихода к власти правых популистов, придется включать в земельное правительство популистов левых – «Альянс Сары Вагенкнехт».
Подсчитаны и обнародованы результаты воскресных выборов в Ландтаг Бранденбурга. Социал-демократы набрали чуть больше 30% голосов. Вплотную за ними следует партия АдГ, получившая 29,2%. На третьем месте с результатом 13,5% – «Альянс Сары Вагенкнехт», на четвертом – христианские демократы, набравшие 12,1% голосов. «Союз-90/Зеленые», Левая партия и свободные демократы в Ландтаг, по предварительным данным, не прошли. В выборах приняло участие чуть более 46% зарегистрированных избирателей.
Напомним, что 1 сентября прошли местные выборы в Тюрингии и Саксонии. В первой АдГ победила, во второй заняла второе место, уступив христианским демократам чуть больше 1%. Судя по опросам, в Бранденбурге мог повториться скорее сценарий Тюрингии, чем Саксонии. Но лидеру бранденбургских социал-демократов Дитмару Войдке удалось за недели предвыборной борьбы преодолеть 5-процентное отставание от АдГ и, оторвавшись от правых популистов пусть всего лишь на неполных 2%, выиграть выборы. Это означает, что первым предложение на формирование правительства земли получит СДПГ.
Обозреватели пытаются приписать победу социал-демократов личности их местного лидера, который с 2013 года занимает пост премьер-министра в этой земле. Нельзя не признать, что он сделал немало. При нем Бранденбург по экономическому положению занимает второе место среди всех восточногерманских земель после Мекленбурга – Передней Померании. Сыграло определенную роль и то, что Войдке отказался от совместных выступлений на предвыборных митингах со своим теряющим популярность однопартийцем канцлером Олафом Шольцем и акцентировался в своих выступлениях на внутриземельных проблемах. По некоторым данным, он четко дал понять, что сделал ставку на свою собственную карьеру, а не на увеличение популярности партии. Войдке в случае проигрыша пообещал не переходить в аппарат социал-демократов или как-либо еще цепляться за власть, а просто уйти из политики.
Нельзя вместе с тем отрицать, что поддержку СДПГ в Бранденбурге оказало и федеральное правительство, прежде всего в миграционных вопросах, введя контроль на границах Германии (см. «НГ» от 12.09.24). Ведь миграционная политика стала сейчас для немецкого избирателя лакмусовой бумажкой отношения к политическим партиям и их лидерам. Неслучайно «Зеленые», упрямо ратовавшие за продолжение политики безграничного приема мигрантов, потерпели поражение. Их провалу содействовал и скандал в ведомстве зеленого министра иностранных дел Анналены Бербок. Он был вызван обнаружением фактов незаконной выдачи виз афганским мигрантам независимо от качества подаваемых ими документов. Пока выяснилось, что во главе отдела МИД, отвечавшего за визы, стоял муж немки, которая осуществляла адвокатскую помощь афганским беженцам. Расследование этого, по сути, коррупционного случая в Берлине, несмотря на саботаж мидовских чиновников, продолжается.
Кроме того, воинственная риторика лидеров «Зеленых» в отношении России явно отталкивает от них избирателей, в данном случае Бранденбурга. Согласно некоторым оценкам, антимилитаристски настроенная часть избирателей партии «Союз-90/Зеленые» переходит на позиции «Альянса Сары Вагенкнехт».
Поражение в Бранденбурге еще раз продемонстрировало, что с серьезными проблемами сталкиваются и свободные демократы. Они явно не пользуются популярностью в Восточной Германии, да и в остальной части страны их рейтинг оставляет желать лучшего. На сегодня вопрос стоит о возможном провале СвДП на предстоящих в 2025 году федеральных выборах в Бундестаг. А поражение может и вовсе привести к тому, что партия прекратит свое существование. В этой связи лидер СвДП министр финансов ФРГ Кристиан Линднер должен будет найти решение, как повысить популярность свободных демократов. На сегодня практически единственным вариантом выглядит выход из правящей коалиции, с тем чтобы сложить с себя ответственность за неудачи правительства.
А победителю выборов, социал-демократам, предстоит заниматься трудным процессом создания земельного правительства. В новом составе Ландтага у Войдке практически не остается союзников, на которых он мог бы опереться. Он первым делом заявил, что предложение о сотрудничестве получит ХДС. Но у двухпартийной коалиции для формирования большинства депутатов не хватит. Поэтому Войдке в понедельник заявил, что будет вести переговоры о создании правительства с партией Сары Вагенкнехт. А вот коалицию с АдГ он исключает.
Победа СДПГ двояко повлияет на расклад сил в германской политике. С одной стороны, нельзя отрицать, что победа партии в Бранденбурге в целом укрепляет позиции партии и на федеральном уровне. Под этим углом зрения можно говорить об успехе канцлера Шольца. С другой стороны, выборы в Бранденбурге показали, что налицо острые противоречия в самой СДПГ. Бранденбургские социал-демократы победили, демонстративно дистанцировавшись от Шольца. Неслучайно именно Войдке выступает за дискуссию в партии о будущей кандидатуре СДПГ на пост канцлера. Пока, впрочем, дискуссии не получается. Единственный социал-демократический конкурент Шольцу, министр обороны Борис Писториус, предпочитает делать заявления о лояльности канцлеру. Никакой организованной внутрипартийной оппозиции сейчас нет, и вряд ли Войдке будет заниматься ее созданием. В этих условиях политическое будущее Шольца зависит не от бранденбургских социал-демократов, а от главы СвДП Линднера. Если он сочтет поражение в Бранденбурге слишком тревожным звонком для своей партии, он вполне может разрушить правящую коалицию, что приведет к отставке правительства и досрочным федеральным выборам.