Фото пресс-службы президента Узбекистана\Reuters
Составной частью визита канцлера ФРГ Олафа Шольца в Узбекистан стало подписание соглашения с узбекским президентом Шавкатом Мирзиёевым о всестороннем партнерстве в миграционной сфере. Германия намерена привлекать квалифицированных узбекских мигрантов. Это часть усилий правительства Шольца, направленных на решение застарелой и очень актуальной для Евросоюза проблемы – дефицита кадров, вызванного старением населения. В поисках новых рабочих рук власти ведущих стран ЕС все активнее обращаются к странам бывшего Советского Союза.
Договоренность, которую подписал Шольц в Самарканде в первый день своего трехдневного турне, начавшегося 15 сентября, рассчитана на привлечение квалифицированных специалистов, в первую очередь в сфере здравоохранения. Речь идет о младшем медицинском персонале – медсестрах и медбратьях, а также о социальных работниках. Как написал Шольц в соцсети, «мы даем людям с большими талантами возможность въехать в нашу страну». При этом канцлер подчеркнул, что за самаркандской договоренностью последуют аналогичные, заключаемые с другими странами.
Суть соглашения вкратце заключается в следующем: Германия будет заниматься отбором рабочей силы в Узбекистане. Одновременно с этим упрощаются условия репатриации узбекских граждан, которые находятся в ФРГ нелегально. Министр внутренних дел Германии Нэнси Фезер особое внимание обращала именно на эту, вторую сторону узбекско-германских договоренностей. В ее изложении, соглашение в Самарканде направлено не только и не столько на решение проблемы нехватки рабочей силы, но и на борьбу с нелегальной миграцией.
Во вторник, 17 сентября, министр занятости и сокращения бедности Узбекистана Бехзод Мусаев в интервью телеканалу «Узбекистан 24» объявил о том, что в этом году в Германию отправятся 800 узбекских медсестер. «400 из них уже прибыли. Остальные сдают языковые экзамены. Их зарплата на руки составляет минимум 2200 евро», – сказал он. По его словам, есть договоренность с транспортными компаниями из Германии о подготовке узбекских водителей для работы в этой стране.
Составит ли ФРГ конкуренцию России в деле привлечения мигрантов из Центральной Азии? Конечно, нет. Привлечение рабочей силы из этого региона, как подчеркивают немецкие чиновники, будет иметь дозированный характер. Правительство Шольца как раз и проявляет интерес к Узбекистану, потому что эта страна не является традиционным поставщиком рабочей силы в страны ЕС. Следует отметить, что двусторонние договоренности, схожие с той, что подписаны в Самарканде, за время пребывания нынешнего канцлера в должности уже заключены с Индией, Колумбией, Марокко и Грузией.
Сейчас правительству Шольца приходится решать непростую задачу. С одной стороны, в Германии, как и много где в Европе, очевидно, растут опасения в связи с увеличением числа мигрантов из других частей планеты. В ФРГ они особенно велики, как ни странно, там, где иностранцев меньше всего, – в бывшей ГДР. Успех «Альтернативы для Германии» на местных земельных выборах не в последнюю очередь объясняется антимиграционной повесткой этой партии. Вместе с тем и проблема дефицита рабочей силы тоже есть, немцы ее ощущают на себе и понимают, что силами одной страны она не решаема.
Согласно вышедшему докладу Института немецкой экономики, в 2023 году в Германии оставались вакантными 570 тыс. рабочих мест. Общие убытки германской экономики в результате составили сумму в 49 млрд евро. Причина очевидна: старение населения. По данным Федерального статистического ведомства страны, доля ее жителей старше 65 лет перевалила отметку в 22% еще в 2021 году. Это происходит на фоне снижения рождаемости. Что ж, таково последствие второго демографического перехода – неизбежного спутника экономического развития страны, сопровождаемого повышением уровня жизни. На него накладываются региональные особенности. По данным все той же германской статистики, наиболее быстро стареет и уменьшается вследствие переезда на запад Германии население восточных земель – бывшей ГДР. То есть волей-неволей мигрантов придется привлекать и туда тоже.